Метафизика Русской Идеи

Учение, которое мы будем рассматривать и к которому мы себя относим, это религиозно-философское учение. Религиозное учение основывается на вере в Бога, философское – на разуме. Но это не рациональная теология, а учение претендующие на сущностное раскрытие истинны Божественного разума. В качестве религии – это вера в Божественный Разум, вера в возможность обретения Его каждым честно стремящиеся к Нему. В качестве философии – это учение о Божественном Триединстве, диалектика которого показана на материале Библии и рассмотрена в движении Русского Духа к Самому Себе.

Когда заходит речь об идее, обычно подразумевают под ней, нечто нематериальное. Мы же говорим об идее в её истинном, философском смысле – как о единстве понятия и реальности (по Гегелю), т.е. то, что имеет отношение не только к сфере мышления, но также имеет место быть в физической реальности.

При таком рассмотрении Русская Идея предстаёт в трёх своих аспектах – метафизическом (или логическом), историческом и Метаисторическом.

С логической стороны она есть понятие о гармоничном, справедливом и разумном (т.е. совершенном) устройстве человеческого общества.

Историческая сторона Русской Идеи – это долгий и мучительный путь попыток построения такого общества справедливости.

Метаисторический аспект – это полноценное воплощение Царства Правды, Преображённая Реальность, торжество Божестенной Воли на земле.

Логически она предвечна, как Христос (всеобщий диалектический закон – её ноуменальная составляющая), исторически она конечна, т.е. достижима, метаисторически – бесконечна, т.е. вечна.

Логика Русской Идеи заключает в себе диалектический закон как предельно всеобщие связи и как беспощадный закон естественного социального отбора.

Другими словами, Русская Идея есть Понятие о Совершенной Реальности и Реальность Понятия о Совершенстве.

Вопрос содержания Русской Идеи, роли русского народа в истории, вопрос «что есть русскость?» всегда волновал многих мыслителей.

Метафизическую, понятийную сторону Русской Идеи пытались осмыслить и выразить такие столпы русской философии, как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Иван Ильин…

В учении эзотерической философии В.Шмакова выводы о духовной сущности народа, сформулированы таким образом: «Высшая духовная сущность народа может проявляться не иначе, как через глубинные корни бытия его отдельных индивидов, причём внешний контакт между ними должен отсутствовать. Духовные сущности народов не статичны, но динамичны; они есть членения вселенского пластического потока, выделяемые из его всеединой всеобщности особенностями исторической жизни народов. Глубинные и наиболее индивидуальные оттенки духовной сущности народа обнаруживаются лишь в высочайших творческих достижениях его наиболее выдающихся граждан. Поэтому эта духовная аристократия действительно составляет душу народа, его истинную элиту. Именно она осуществляет воплощение вечных и надмирных идей в феноменальную природу в определённых тональностях и тем выявляет данный народ как особую реальность среди всего человечества и его общей истории. Каждый народ вместе с тем раскрывает и некоторую трансцендентную реальность, которая одновременно макрокосмична и микрокосмична, т.е. она принадлежит к царству идей. Таким образом, каждый народ в своём динамическом устремлении реализует целостную трансцендентную идею».

В.Шмаков отмечал, что наиболее глубоко трансцендентную индивидуальность русского народа прозрел Ф.Достоевский, который был озарён ведением его действительной сущности, его духа, вселенской миссии, призвания и чаяний. В.Шмаков подчёркивал, что такой человек принадлежит не единичному периоду эмпирической истории своего народа, но является естественным символом его метаистории: это и выражается понятием гения. «Он становится выразителем истинной сущности и призвания общества, которое не только отлично от его эмпирического настоящего, но может быть во многом ему противоположно». Хорошо известно пророчество Ф.Достоевского: «Красота спасёт мир». Понятие красоты в своей концепции эстетики В.Шмаков определил так: «красота – это качественная организация». Таким образом, понимая мир как социум, человечество, получаем, что его спасёт качественная организация, т.е. иерархично организованное всеединство.

Дело в том, что русская философия находится в особом положении в истории мировой философской мысли. Она существенно отличается от философской вершины Запада – немецкой классической философии. Русская философия в целом не отрывается от культуры своего народа, от своего главного предмета – Русской Идеи. Цель и смысл русской философии именно в этом – познать и выразить Русскую Идею категориально, т.е. Истину, соединить метафизику с нравственным опытом народа, через осмысление этого опыта, русского пути, его исторической роли.
Вершиной осмысления русской идеи, ее  Категориальным  выражением  – является труд нашего современника философа ВладиМира, который определяет Всеобщее благоденствие  как воплощенную гармонию Истин Веры и разумного знания, как единство верующих (в Божественную премудрость) и Живой реально сущей Божественной премудрости.

Идея (или истина) – это воплощение понятия в реальности, когда понятие проявляет себя как её законы. В физическом мире – как законы природы, в мышлении – как законы разума, в социальной сфере – как неумолимая логика истории.

Например, законы физики всегда есть, даже когда они не открыты. Когда мы открываем закон, мы его не выдумываем, а выявляем закономерность, которая позволяет этот закон применять.

Так, закон аэродинамики в своем применении позволяет груде металла подняться в небо, нарушая, на первый взгляд, закон притяжения. Законы метафизики – всегда есть. И пока они не познаны, они не применимы.

Итак, основной закон метафизики Всеобщий диалектический закон – это тот столп, на котором зиждется Вселенная, которым проникнуто любое явление, которым управляется любое движение материального и духовного мира. Схематично, его можно выразить так:

Тезис, антитезис, синтез.

Единое, многое, единство Единого и Многого

Единство, раздвоение, Единство на Высшем уровне.

Как же диалектический закон проявляет себя в истории, как он воплощается?

История – есть шествие Логоса, человечество неизбежно движется к осознанию своей свободы, к достижению её идеала. История по сути есть феноменология Всемирного Духа, а Метаистория – манифестация Духа, ставший Дух, конец истории.

Категория свободы развивается следующим образом:

- субъективная свобода, атропоцентризм, дошедший до своего наивысшего выражения в капиталистическом мире.

- объективная свобода, отрицание субъективной свободы, свобода коллектива и несвобода субъекта, препоясанного и поведённого куда не хочет – железной рукой к «счастью»; кульминацией которой явился социализм

- абсолютная свобода, осознанная свобода, свобода Чистого субъекта – Второрождённого человека, рождённого свыше, устроение социума по законам Разума. Торжество Разума, т.е. Царство Свободы.

Русская Идея = Всеобщая.  Её суть – преображение человека вообще, не именно русского, но любого. Также и преображение не только Руси и русского народа, но всех народов.   

В Реальности Всеобщее проявляетСя через Особенное. Философ Владимир говорит: Особенный Народ есть Тот, Который отрицает Свою особенность как национальную замкнутость и, оставаясь на своей национальной почве, обновлённой через поголовную Жертву народной души, несёт Метанациональный Дух.

Таковым Народом является прежде всего Русский Народ, и только Он взял на Себя Мессианскую Роль переустройства мира.

Особенность русского народа в том, что именно русский взгляд на мир предполагает всеобщность, именно русский человек – всечеловек, именно Русская Идея несёт в себе триединый смысл – спасение (т.е. преображение) человеческой личности, Русского Отечества и всего мира в целом.

По наблюдению Дюма: «Русские люди неустанно работают на преображение себя и окружающих».

Идеей космизма (космизм от слова космос – порядок) проникнуто всё русское мировоззрение и весь русский быт ещё со времён светлого язычества и по наши дни. А именно, взгляд как на природный мир, так и на мир человека как на Живой Целостный Организм, стремление к гармонии микрокосма и Макрокосма, человека и Бога, земли и Неба.

Владимир Соловьев определяет русскую идею как идею обожения всего человечества, а миссию русского народа выразил так: «Истинная будущность человечества, над которой нам надлежит потрудиться, есть вселенское братство, исходящее из вселенского отчества чрез непрестанное моральное и социальное сыновство».

Универсалистский русский характер, русский взгляд на мир задал направление для формирования уникального характера русского народа, позволяющего усвоить и нести Всеобщую Идею.

Характер русского народа и Русская Идея взаимопроникнуты таким образом, что, с одной стороны (с логической), предвечная Идея формирует характер, т.е. он предопределен, а с другой стороны (с исторической) – на почве такого характера народа взрастает Идея. То есть, русский характер является порождением Русской Идеи, и благодаря ему Идея рождается в мире.

Бесспорны качества русского национального характера, такие как:

Толерантность (т.е. терпимость) по отношению к другим народам и культурам,

Подвижничество и самоотречённость в служении Истине,

Жажда справедливости,

Нестяжательство (то есть отрицание вещизма, меркантилизма, приоритет

духовных ценностей),

Долготерпение,

Душевная щедрость, не знающая границ,

Широта души – отсюда и широта русского пространства (а не наоборот),

Эсхатологическая ориентированность,

Законопослушность, Патернализм,

Мечта об Отце, о добром Вожде

– все эти качества характерны для мессианского народа, способного вместить в себя Идею Вселенского Братства, взять на себя ответственность за устроение гармонии и порядка во всей Ойкумене.

Согласно Бердяеву «Русский народ – народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства»

Упомянутый ранее философ ВладиМир даёт определение содержания Русской Идеи в виде пятерицы следующих ключевых категорий:

1.     Общинность,

2.     Исихазм,

3.     Мобильность,

4.     Мессианство,

5.     Соборность.

Русская общинность характеризуется беспримерной терпимостью, уживчивостью, всечеловечностью, вселенской любовью («русский постольку русский, поскольку он всечеловек» согласно Достоевскому).

Исихазм, напротив, предполагает отрешённость от падшего мира и его забот, поиск согласия со своим Внутренним Человеком, поиск Царства Божьего «внутри себя» (поэтому ни в одной стране не было столько отшельников и странников, как на Руси).

Мобильность – это поиск Царства Правды вовне, здесь, на Земле, подвигющий на исследование и освоение огромных пространств. Поиск града Китежа.

Русское мессианство – это ориентация на радикальное преобразование «мира сего» ради торжества Справедливости, невзирая ни на какие жертвы со своей стороны.

Соборность – главная категория Русской Идеи, её основание и вершина. В Соборности гармонически соединяются индивидуальность и коллектив, её всесветность, вселенскость исключает всякое проявление индивидуализма, национальной ограниченности и духовного сектантства. Благодаря Соборности Русская национальная особенность не растворяется в Общечеловеческом (т.е. Божеском) Естестве Русской Идеи, не исчезает, но, наоборот – универсализуется.

Русская Идея позволяет раскрыться до конца всякой духовной ориентации – как созерцательной восточной, так и рационалистической западной, соединяя их собой. Она являет подлинный метанационализм Универсального народа, судьба которого определяет судьбу человечества.

Значение России для нынешней и грядущей цивилизации неоценимо. Е.Рерих выразила его так: «Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира»

Итак. Логика истории – это движение мирового духа в ней, который проявляет себя через борьбу идей.

Движущей силой мирового духа является русская идея.

Почему мы говорим именно Русская, почему не Всеобщая?

Как Христос, будучи Всеобщим Человеком, «оставил нам пример, дабы мы шли по стопам Его», есть первенец в усыновлении Божием, так и русский народ – первенец в деле построения Рая на Земле.

Как Христос, до конца следуя воле Отца, страдает и умирает ради спасения всех людей (с последующим воскресением!), так и русский народ в стремлении к Правде испытывает тяготы, теряет себя в последнее время – ради спасения мира через пример своего возрождения.

Вся история русского народа – это непрерывная череда попыток построения Общества Справедливости, подвижническое стремление к обретению святости, это крестный путь русского народа, одержимого Идеей. Не было такого народа в истории, который дерзнул взять на себя имя Святая Русь, и не было народа, который получил бы такое наказание за это дерзновение.

Исторический путь русского народа – это растянутое во времени его Огненное Очищение (которое ещё только предстоит всему остальному миру).

Можно сказать, что русская история – это феноменология Святой Руси, Святого Царства. Святая Русь – это мечта человечества, реализовать которую в истории под силу именно Русскому народу.

Русский мир – пример общежития на принципах преображенного человечества, на принципах нравственности, которая не есть мораль. Т.к. понятие мораль включает в себя элемент долженствования, а нравственность – реализовавшаяся мораль, когда определенное качество не должно быть, но есть.

Узловые моменты русской истории это:

1.     Объединение племен

2.     Принятие христианства – принятие имени Святая Русь

3.     Созидание Российской Империи

4.     Построение коммунизма

Каждый из этих периодов сменял предыдущий через радикальные потрясения русского народа.

С молчаливого согласия русского народа, а иногда и при участии разрушилась Патриархальная Русь, Российская Империя, следом, СССР.

Русский народ безжалостно прощался с предыдущим миром, как с несоответствующим своему идеалу, ради осуществления своей миссии в истории – показать пример Нового общества.  В этом суть русского мессианства.  

 

Исторически многовековое строительство светлого будущего ззавершилось гибелью социализма. Русская идея забыта, распята, низвергнута, осмеяна как нечто недостижимое, не соответствующее потребностям.

Но потребность в русской идее для человечества равна потребности человека в освождении от своей греховной природы. Каждый человек, дошедший до осмысления своей связи с трансцендентным находится в противоречии. И само это противоречие есть источник движения. Движения к преодолению своей первой природы. И неважно, к какой религии принадлежит человек, как понимается им Спасение, главное, что каждый одинаково жаждет этого освобождения. Жаждет достижения Нового качества в себе. А Новый человек, его сознание, не может не устроять мир вокруг себя по законам Разума.

Почему так важна руская идея, русский этнос? как сказал Христос, я знаю куда я иду, а вы не знаете, русский народ – Христос в истории, он в лице своей духовной аристократии знает куда идет!

Согласно Платону, главное в жизни государства – не политика, а этика. Что же касается Русского Государства, то основой его жизненности является этика и эстетика русского мира, персонифицированная в Святорусской Элите, во главе с Русским Монархом – Помазанником.

Метаисторическая манифестация Святой Руси немыслима без своего стержня – Элиты – людей, обладающих Понятием, являющих собой этический пример, которые сами есть Живая Этика, проникнутые Божественным Духом, впитавшие и усвоившие все бесконечное богатство русской культуры, принявшие и осмыслившие опыт своего народа, воплотившие собою в реальности подлинное Понятие о Святой Руси, объединенные в Соборе Святой Руси. 

Е.В.Виноградова

 

Другие работы:

Суть Триединства. Условия становления внутреннего человека.
Духовные ориентиры преображения человека и социума

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира