Народный орнамент как механизм трансляции смыслов

М.Ю. Спирина

Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС

Санкт-Петербург, Россия

 

Современная наука определяет культуру как результат деятельности человека, результат обработки и осмысления им окружающих вещей и мира в целом. Очевидно, что при таком взгляде, культура той или иной эпохи будет определяться, прежде всего, мировидением человека в эту эпоху, тем, какие смыслы он видит в этом мире. Образ мира в сознании человека выступает здесь как стержень культуры.

Культура как результат деятельности людей включает результаты воспитания и образования человека, соответствующего той или иной эпохе. Многие глобальные проблемы грядущего века могут быть решены в условиях интеграции естественно-научного и гуманитарного подходов, где культура образует важный интегрирующий фактор. Главными составными частями культуры являются вещественная (опредмеченная) и духовная. Наиболее ярко это проявляется в традиционной культуре, в ней важной особенностью народной жизни выступает синкретичность. Синкретизм традиционной культуры предстает как слитность духовного и материального начала, первозданная цельность духовного и материального бытия. В особую сферу традиционной культуры входят те знания и опыт, которые выражают своего рода опорные точки в духовной эволюции, непрерывном процессе самообновления человека и человечества. Из этих точек формируется путь поступательного развития человека как объекта и субъекта истории. Традиционная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык. Фольклор выступал как знаково-символическое выражение традиции. Сегодня научное изучение традиционной культуры ограничено, но она постоянно напоминает о себе в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Одной из составных частей традиционной культуры является традиционное искусство, в коем перекрещиваются бытовые и художественные потребности, труд, игра и обряд, коллективные представления и индивидуальное творчество, будни и праздники, различные формы художественного постижения мира. Важнейшей особостью традиционного искусства предстаёт его жизнерадостность, которую М.А. Некрасова определяет как главный принцип традиционной культуры в целом. Этот принцип тесно связан с высокой нравственностью произведений народных мастеров. В изделиях народного художественного гения никакая нечисть, никакое зло никогда не имели словесного или зримого образа. Образный строй должен был соответствовать понятию красоты и гармонии, лада. Не обладая научными знаниями, наши предки, тем не менее, бессознательно понимали, что худое, безобразное оказывает на человека плохое влияние, способно причинить ему зло. Поэтому избираемые и веками отработанные формы, цветовые решения, словесные сочинения обязательно были нацелены на то, чтобы способствовать духовной эволюции. В своё время В.В. Уперов отмечал, что эстетическое чувство повышается, становится полнее и напряжённее, когда «восприятие физической красоты осложняется и дополняется разного рода чисто духовными состояниями приятного характера, которые вызываются физическими прекрасным, целым или какой-либо его частью, и дают физической красоте то, что называется обыкновенно внутренним содержанием» [9, с. 120].

Традиционное (народное) искусство включает в себя: устное народное творчество, имеющее материалом СЛОВО; пластические искусства – народное зодчество и народную скульптуру, где зрение (и мировоззрение) синтезировано с чутким, живым ощущением (осязанием) пространства (мира и космоса, в котором живет человек); народную музыку, народный танец и народный театр, где царствуют звук и движение. Особое место в нем занимает изобразительное творчество в форме традиционного прикладного искусства – народного художественного ремесла, использующего в качестве главного выразительного средства линию, цвет и форму. Именно в традиционном (народном) искусстве выражается национальный образ мира, миропонимание и мировоззрение народа, его представление о мироздании [8].

Предметно-пространственное окружение, издревле создаваемое руками человека, занимает важное место в его духовном самосовершенствовании. В традиционной культуре бытовые предметы, включая и народный костюм, являлись выразителем не только личности мастера, но и национального мировоззрения, отражая национальный этический и эстетический идеал. Любой предмет домашнего обихода, сам народный костюм представал образом человеческих чувств, желаний, стремлений, мыслей, скрытых в соответствующих изделиях народного художественного ремесла. В произведениях традиционного прикладного искусства воплощаются радость и оптимизм, принятые как мировоззрение и образ жизни. Наличие неразрывных связей художественного творчества со всеми иными аспектами народного бытия явилось той питательной средой, которая позволила в традиционном (народном) искусстве разных стран и эпох вновь и вновь воспроизводить с необходимой степенью жизненности древнейшие, общие для всего человечества художественные формы и смыслы. По мнению П.Р. Гамзатовой: «Именно в архаическом и народном прикладном искусстве, основанном на мифопоэтической системе представлений, предмет оказывается носителем значительной, внутренне ему присущей мироустроительной функции, т.е. актуализируется некая “созидательная”, “конструктивная” функция. Произведение прикладного искусства в этом контексте представляется не просто чем-то утилитарным или, напротив, удовлетворяющим чисто эстетические потребности, но активно входящей в мир формой, выстраивающей, образующей, организующей мир, пространство и человека в соответствии с некоторыми фундаментальными представлениями о миропорядке» [2, с. 36-37]. Л.Н. Гумилев некогда так определил бессмертный смысл традиции в народном искусстве: «Истлевают полотна и пергаменты, гниет дерево, окисляются металлы, крошится камень… Но формы, воспроизводимые из поколения в поколение, при наличии живой традиции, противостоят Времени и заполняют Пространство, превращая хаос в космос» [3, с. 40].

Традиционное прикладное искусство рассматривается некоторыми исследователями как постепенно уходящее прошлое. Дизайнеры, например, уверены в том, что его в будущем несомненно заменит дизайн. Но реалии повседневности свидетельствуют: в современном мире традиционное прикладное искусство объективно приобретает особую, судьбоносную роль. Оно обладает общечеловеческими, национальными и локальными (местными) проявлениями. Их истоки связаны с периодом первоначального становления человечества. Генезис художественных форм и основополагающих художественных принципов традиционного прикладного искусства, их сложение происходили непосредственно в трудовой деятельности древнего человека, в процессе создания бытовой вещи, которая всегда обладала духовным содержанием. Развитие и изучение (в том числе и обучение различным видам традиционного прикладного искусства) позволяет решить задачи возрождения и развития национальной культуры, пробуждения национального самосознания, те социальные и культурные проблемы, что становятся все более и более насущными в странах Евразии XXI века.

В сферу традиционного прикладного искусства исторически входят художественно обработанные вещи, используемые в быту, труде, культе, торговле, спорте: посуда, мебель, одежда, ювелирные изделия, художественное оружие, рекламная продукция; а также художественное оформление различных элементов интерьера. В традиционной культуре вещь была дорога, но ценность её определялась сочетанием функциональности и полезности, что неизменно коррелировали с Красотой. Вещи образовывали собой бытовое предметно-пространственное окружение человека, формировали его повседневность. «Семейный дом — специфическое пространство, мало зависящее от объективной расстановки вещей, ибо в нём главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут, то есть быть одушевлёнными» [1, с. 11].

Предметный мир современного человека дифференцирован: по различному назначению предметов, по различным типам творчества, обладающим разными культурными функциями. Изделия народных мастеров, формируя жизнерадостную, нравственную среду обитания, позволяют противостоять тому процессу, который происходит в настоящее время в жизни человека и общества, когда достижения современной цивилизации, унифицируя образ жизни и среду обитания, оттесняют человека от истоков национальной культуры. Вещи, сотворенные мастерами традиционного (народного) искусства, создают художественную упорядоченность предметно-пространственной среды, придают ей духовную полноту. Традиционное искусство представляет живую память народа, составляет живую традицию, связывающую современность с прошлым. Оно всегда являло и являет сейчас высочайшие качества единства и целостности. Богатство и разнообразие традиций народного искусства образуют генофонд, содержащий к тому же огромные адаптационные возможности. С помощью предметов традиционного прикладного искусства возможно сохранение национальной картины мира, традиционных ценностей, составляющих базис культуры и искусства этноса. Напомним в связи с этим о мировоззренческих универсалиях, которые В.С. Стёпин определил как ДНК социума, как культурно-генетический код этноса.

В рамках психосемантического подхода в научных оборот вошло понятие «художественный конструкт» [7, с. 31-35]. Такие конструкты отражают мировоззрение, как отдельного человека, так и общественного сознания. Они способны развиваться и трансформироваться во времени. Конструкты выступают строительным материалом концепта, создание какового является функцией миропознания. Ж. Делёз и Ф. Гваттари определяют концепты как устойчивые сгустки смыслов. А Дж. Келли создал на этой основе теорию личностных конструктов, в коей конструкт рассматривается как индивидуальная форма познания мира, как некий индивидуальный познавательный эталон. Личностными конструктами могут быть социальные стереотипы, пословицы, поговорки и даже фрагменты рекламных текстовок, заменяющих в житейском сознании систему философского или религиозного мировоззрения [6, с. 31]. Названные личностные конструкты вырабатывались в течение тысячелетий в народной философии, народной словесности, традиционном прикладном искусстве, повседневной жизнедеятельности предков современного человека.

В изделиях народных мастеров важное место уделяется декорированию изделия. Народная орнаментика включает не просто линии, геометрические формы, растительные, орнитоморфные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Каждый орнаментальный мотив наполнен глубоким смыслом, который не только украшает бытовую вещь, но передает целостный знаковый комплекс, основанный на архетипах и символах, в течение многих тысячелетий выработанных тем или иным народом и всем человечеством. Мифы, архетипы и символы неразрывно связаны друг с другом. М. Элиаде утверждал, что миф есть «одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах» [10, с. 11]. Народная мифология на века сохранила все те культурные смыслы, что обрел человек в процессе собственной эволюции. В ней нашли отражение взгляды древних славян на сотворение и структуру окружающего мира. Архаичное представление об устройстве вселенной и месте в ней человека, о времени и пространстве, об отношениях с природой не следует считать плохим или отсталым. Оно просто иное, не такое, как у современного человека. Архаичное представление основано на другой логике и предполагает особое поведение человека по отношению к окружающему миру. Такое поведение включало в себя целую систему обрядов, магических действий и текстов, которые человек должен выполнять, чтобы правильно общаться с природой. Вся эта система знаний передавалась от одного поколения к другому с помощью устного слова и личного примера старших. Сегодня исследователи отмечают т.н. «инициационный голод» называемых развитыми народов, особо выделяя молодежь. Он проявляется, в том числе, в потребности людей в ритуалах. М. Мафессоли пишет, например, о росте числа специфических молодежных субкультур («квазиэтносов») и их устойчивом социальном запросе на образцы традиционного искусства, этнической символики, мифосознания [4, с. 278–279].

Особенную роль играют культурные архетипы — исторически устойчивые элементы коллективного бессознательного, объединяющие поле культуры в единое семантическое пространство и определяющие систему диспозиций личности по отношению к базовым основам бытия: жизни и смерти, времени и вечности, счастья и несчастья, любви и ненависти, свободы и ответственности, смысла жизни. Культурные архетипы определяют и формируют исторически устойчивые модели жизненных стратегий, смыслы человеческого существования и национальные образы мира. Набор архетипов и архетипических сюжетов не многочислен, но отражает множественность жизненных ситуаций и разнообразие эмоциональных переживаний, свойственных и конкретному индивиду в частности, и всем людям в целом. Интерпретация архетипов не требует логических усилий, поскольку они воспринимаются на бессознательном уровне и имеют единый смысл для всего человечества.

Знаковая система, содержащаяся в произведениях традиционного искусства, приобретают особую значимость, поскольку выступает ныне как исконный, но технологически обновленный язык, как визуальный ресурс актуализации культурного наследия. Мир культурных универсалий носит общецивилизационный характер, принимая участие в формировании ценностно-нормативного и ментального ядра субъекта культуры. Современные исследователи называют знаковую систему символической системой этничности, т.е. рассматривают как сгусток самых различных смыслов, практик, моделей поведения, закрепленных в традиционной культуре и имеющих большую эмоциональную силу. Особо подчеркивается, что символ способен существовать вне человека и сохранять культурные ценности в «свёрнутом виде».

Символы в народной орнаментике явились результатом многотысячелетней и упорной рукотворной и умственной деятельности человека. Их на протяжении веков сохраняет традиционное прикладное искусство, включая в декор бытовых изделий, народного жилища, народного костюма. В.С. Воронов выделял огромную художественную способность, с какой в изделиях народных мастеров было претворено вековое идейно-символическое наследие в формы, образы и узоры исключительно бытового и чисто декоративного применения. В культурологии символ рассматривается как особого рода знак, несущий в себе живую психическую связь с тем бытием, которое он обозначает [11, с. 346]. Приведем несколько примеров. Любой ребенок начинает свою изобразительную деятельность с «верчения» карандаша по спирали, а ведь спираль есть символ жизни, бесконечности, космоса (достаточно вспомнить структуру ДНК, строение Вселенной и пр.). Когда ему попадает в руки чистый лист бумаги и он начинает рисовать картину, то первой линией, которую он проводит, является прямая горизонтальная линия, в народной орнаментике символизирующая землю, низ. Уже здесь присутствует элемент творчества и элемент миропонимания, поскольку такой чертой автор изображения отделяет землю от неба. На земле он затем «строит» дом, а на небо помещает солнышко. Так ребенок становится Творцом.

Примером может служить и Мировое Древо, которое в мифологии славян выступает символом мироздания. Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира. Его изображение претерпевает с течением времени определенные изменения, но сохраняет неизменным свое архетипическое значение. Как архетип Мировое Древо можно найти в мифологии индоевропейских, тюрских, иных народов. Оно присутствует и в мифологии древних египтян, китайцев, обитателей Древней Америки. Мировое Древо до сего дня сохраняется как орнаментальный мотив в различных видах русской народной вышивки, кружевоплетения, разнообразных народных росписях и резьбе по дереву.

Сегодня использование символов, в частности, в рекламе, составляет проблему, настоятельно требующую внимательного и адекватного изучения. Проблематичность эта определяется несколькими факторами: во-первых, обычно неправильным использованием символов, что обусловлено отсутствием особых знаний по изображению и содержанию символов (как результат недостаточного научного изучения); во-вторых, вульгаризацией символических значений в угоду сиюминутным интересам; в третьих, смешением понятий «символ» и «символическое изображение».

Своим смыслом обладают и цвета, которые применяют народные мастера. В традиционном прикладном искусстве роль цвета трудно переоценить. Именно цветовые сочетания создают в предметно-пространственном окружении человека благоприятно воздействующую на него, его эмоциональное состояние оптимистическую среду, обладающую и нравственной компонентой. П. Сезанн в своё время отметил, что цвет – это «место, где сходятся наш мозг и универсум». В процессе эволюции традиционного прикладного искусства путём длительных и многочисленных практических опытов были отработаны оптимальные для человеческого восприятия колористические решения, несущие в себе нравственный потенциал. Достоверно известно, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, а они у представителей различных этносов определяются различиями культурных особенностей. Цвет есть свойство человеческого восприятия, обусловленное психофизиологическими и когнитивными характеристиками индивида. Традиция упорядочивания объектов и событий окружающего мира в их символической окраске восходит к глубоко архаическому мышлению. Цветовой символизм, объединяя объекты, помогает упорядочить их, построить простые обобщения и выделить некие закономерности, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире. Сегодня учёные пришли к выводу о межкультурной универсальности цветовой символики наряду с национально-культурной специфичностью.

Цвета вызывают эмоции, а эмоции обязательно содержат оценочную составляющую. Здесь следует иметь в виду мифологические парности. Так, универсальная пара «белое — черное» представляет собой две зеркальные грани, два мира: белый свет и иной мир (подземный, мрачный, чёрный). Символика белого цвета означает одновременно рождение нового и исчезновение старого. В традиционных верованиях славян современный исследователь обнаруживает противопоставление Белбог — Чернобог. У европейских народов белый цвет олицетворяет свет, жизнь, святость, вечность, божество. Это цвет совершенства, ассоциирующийся с Абсолютом. Чёрный цвет ассоциируется с потусторонним миром, тьмой, смертью, всяческой нечистью.

На Руси красный цвет был цветом жизни, красоты, почему являлся и цветом праздничных одежд и свадебных нарядов. Зелёный цвет в большинстве случаев ассоциируется с природой, этот цвет означает жизнь у многих евроазиатских народов. Он расслабляет, смягчает, успокаивает человека. Предпочтение зелёного рядом исследователей оценивается как общая нормализация психического состояния. Синий определён как цвет покоя, расслабления. Он отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое. То, что цвета символизируют некое определённое миропонимание и мировосприятие, позволило П.В. Яньшину сформулировать понятие «цветовой архетип», который обогащается с развитием культуры [12].

Как видим, традиционная культура дает множество возможностей передачи смыслов «мировоззренческих универсалий» в сегодняшнем социокультурном пространстве. Такой потенциал традиционной культуры определяется ее органичностью, тем, что она сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Традиционная культура представляет собой базис современной культуры, корневую систему национальной культуры. Её генеральная функция — «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости — необыкновенно важна для современного человека. Однако, нельзя не учитывать, что в современном обществе все сильнее проявляется отсутствие народного искусства в культурной жизни населения. Из жизни наших детей искусственно убрано все, что может напомнить им об особом характере русского народа, о его этических и эстетических принципах, о бесценных произведениях народного художественного ремесла и в целом о национальной культуре.

Все нации стремятся к социальному прогрессу, умело используя для процветания свои социальные гены, свой характерный образ жизни, свою национальную психологию. С точки зрения М.А. Некрасовой, пренебрежение проблемой сохранения, возрождения и развития традиционного прикладного искусства приводит к профанации, дискредитации духовно-нравственных ценностей народа, что порождает развал и депрессию. Масштаб приносимых разрушений и подмен приобретает силу, угрожающую нравственному здоровью молодого поколения и государству в целом утратой народом своей национальной, гражданской, духовной идентичности [5]. В связи с этим в настоящее время руководители ряда евразийских государств и включили в планы обеспечения устойчивого развития возвращение традиционных ценностей в повседневную жизнь граждан своих стран и как обязательное условие — их защиту. Наличие в традиционной культуре ценностей красоты, природы, альтруизма и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а даст возможность поднять ее на новый духовный уровень.

 

Литература

  1. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. С.Н. Зенкина. М.: Рудомино, 1995.
  2. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  3. Гумилев Л.Н. Искусство и этнос // Декоративное искусство СССР, 1972, № 1. С. 39-42.
  4. Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Общество и сферы смысла. — М.: Прогресс, 1991. 480 с.
  5. Некрасова М.А. Спасти промыслы [Электронный ресурс] URL: http://www.ruskline.ru/analitika/ 2009/04/06/ spasti_narodnye_promysly/ (дата обращения 03.07.2009)
  6. Петренко В.Ф. Психосемантика искусства / Ред. М.И. Черкасская. М.: МАКС Пресс, 2014. 320 с.
  7. Петренко В.Ф., Пронин А.А. Художественный конструкт как форма семантической организации литературного текста // Оптимизация речевого воздействия / под ред. Р.Г. Котова. М.: Наука, 1990.
  8. Спирина М.Ю. Традиционное прикладное искусство в условиях глобализации // Осенняя школа традиционного прикладного искусства. СПб., 1-15 ноября 2006. Программа и учебные материалы. СПб.: изд-во СПбГУ, 2006. — 80 с. ¾ С. 17-29.
  9. Уперов В.В. Реклама — ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы и средства. Рига: тип. Värds, 1932. — 266 с.
  10. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. Большаков В.П. 3-е изд. М.: Академический проект; Королев: Парадигма, 2005.
  11. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. — С. 346.
  12. Яньшин П.В. Психосемантика цвета: монография. СПб.: Речь, 2006 (СПб.: Типография «Наука»). 368 с.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира