Кукольный спектакль для детей или воспитание сказкой

«Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать
в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим
несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»

Корней Иванович Чуковский.

 

 

  • Развитие творческого потенциала

 

 

Кукольный спектакль – это возможность пережить заново известные сюжеты, стать на время участником сказочных событий. Важно учитывать психологию ребёнка, то,что у детей дошкольного возраста мифическое восприятие жизни. Например, ребёнок в буквальном смысле слова одушевляет любимую игрушку, а Баба Яга для него столь же реальный персонаж, как мы с вами.Замечено, что дети очеловечивают всю живую и неживую природу, наделяя растения антропоморфными признаками, аживотных человеческой речью. Чем больше будет сказочного, фантастического в дошкольном возрасте( сюда могут быть отнесены превосходно иллюстрированные книги, запоминающиеся поездки, яркие представления) или чем острее ребёнок «переболеет» сказкой, тем лучше он будет готов к практической деятельности, тем больше он заинтересуется реальной стороной жизни. Чтобы быть эффективным в любой профессии, необходимо уметь планировать, фантазировать,додумывать. Творческий замысел предшествует любому начинанию. Научиться мечтать можно только в детстве вместе с героями любимых сказок. Здесь на помощь приходит кукольный театр.

 

 

  • Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание – об этом много говориться в последнее время. Воспитание достойных законопослушных граждан, любящих свою страну – один из важнейших государственных приоритетов.  Лингвисты уверяют, что человек начинает воспринимать собственную культуру буквально с молоком матери, через язык. Слыша с рождения родную речь, песни, сказки, фольклорные сюжеты. Человек формируется как гражданин своей страны, окунаясь в словесную купель. Дети, перевезённые в раннем возрасте в другое государство, очень легко адаптируются, усваивают иную культуру, демонстрируют иную ментальность, погружаясь в чужую языковую среду. Родной язык –  главный воспитатель. Мать при этом воспринимается не только как источник тепла, пищи, нежности, комфорта, но и главное лицо, удовлетворяющее основные духовные потребности ребёнка. Потребность в словесном общении. Кукольное представление – это визуализация уже ранее услышанных текстов, ставших для ребёнка значимыми. Сказок было огромное количество, но народная память зафиксировала хиты – жёстко отобранные в ходе столетий сюжеты. Любимые из них – «Колобок» и «Курочка Ряба» считаются наиболее архаичными. Специалисты склонны видеть в них солярный миф. Можно сказать, что мифологическим языком передаётся идея о конечности всех вещей и явлений, в том числе человеческой жизни. Мы являемся единым народом, сформировали национальную идентичность благодаря сказкам, многократно услышанным в детстве.
 

  • От виртуальности к реальности

 

Мы живём в эпоху интернета. Компьютерные технологии, развиваясь, стремятся «узурпировать» все стороны жизни, а по сути являются уже новой реальностью. Дети, не умеющие ещё читать–писать–говорить, тянутся к монитору и ловко нажимают на кнопки. Признавая необходимость виртуальной реальности, нельзя забывать о реальности первоначальной. О Богом данном мире. Именно в нём должен научиться ориентироваться маленький человек. Учителя жалуются: первоклассники плохо запоминают информацию на слух, с трудом воспринимают инструкцию. Дети, воспитанные компьютером – визуалы. Они потребляют готовый продукт – картинки, мелькающие на экране. Причём практически не анализируя. На анализ просто не даётся времени. Полученные образцы целыми блоками идут в сознание и в подсознание. Отпадает сама потребность в хранении информации. Между тем, как установлено: хорошая память – почти всегда отличительная особенность мощного интеллекта. Наблюдение за визуальным действием в пространстве – это серьёзная работа, требующая усилий, сложнее пассивного времяпровождения в сети. Вообще, любая совместная деятельность с ребёнком, как то уход за домашними животными, создание поделки из осенних листьев, посещение театра или выставки способствует большему интеллектуальному развитию, прибавляет уверенности в собственных силах. « Я это сделаю, хочу сделать лучше, у меня обязательно получится!» - вот импульс, заставляющий человеческую личность двигаться к новым открытиям и достижениям. Важно помнить, что человек задуман как творец, а кукольный спектакль – хороший пример подобного творчества.

 

  • Этическое значение

 

Сказка, разыгранная персонажами кукольного театра, выполняет очень важную работу по формированию человека. Обогащает внутренний мир ребёнка. Укрепляет эмоциональный интеллект. Развивает эмпатию–эту человеческую способность сочувствоватьчужому горю и радоваться вместе и за другого. Она чётко расставляет по местам Добро и Зло. Предлагает алгоритмы поведения. Модели взаимодействия с добрыми и злыми игероями.Учит не терять самообладания и оптимизма в самых неожиданных и запутанных ситуациях. Умению отождествлять себя с другим существом, вникать в проблему, принимать ту или иную сторону, занимать собственную позицию по отношению к происходящему. Маленький зритель получает прививку от стресса. Психологически готовится вступить во взрослую жизнь, полную опасностей, потерь, страхов и препятствий.

 

  • Эстетическое значение

 

Эстетическое воспитание – важнейшая задача кукольного представления. Чувство прекрасного, доказано, не является врождённым, а формируется в процессе обучения. Персонажи выглядят, взаимодействуют, двигаются, поют красиво. Безупречный вкус, так востребованный в жизни, развивается благодаря великолепнымкнижным иллюстрациям, эстетичным игрушкам, бытовой обстановке, а также подобным культурным мероприятиям. Кукольный спектакль–это волшебство, яркое впечатление из детства, способное украсить всю последующую сознательную жизнь.

                        Владыкина Екатерина, педагог раннего развития

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира