Комментарии к коллажам Александра Ломова

 

 

 

Tabula rasa

Tabula rasa Ангел склонился в ожидании человека, который возжаждет познания. Ждёт того, кто начнёт совершать путь к Истине. Это обоюдный процесс: как человек ожидает Бога, так и Бог ждёт человека. В коллаже можно увидеть белые кубы. Это незаполненные скрижали, пустота, Ничто. С Ничто начинается подлинное движение человека к Истине. Это и есть начало работы самостоятельного мышления. Знаменитое заявление Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю» есть отыскание этого принципа, а не интеллектуальное кокетство.

 

 

Ариадна

Ариадна Сюжет древнегреческого мифа об Ариадне, дочери критского царя Миноса, которая помогла Тесею победить свирепого Минотавра и выйти из лабиринта, передав ему клубок ниток. Сама Ариадна есть путеводная нить для Тесея, героя, плутающего в лабиринте разума, пробирающегося в тенётах нечистого мышления, однако способного одержать победу над своим зверином началом. Категориальное мышление подобно клубку, где каждая категория познаётся через все остальные (систему). Клубок разматывается при входе в лабиринт, что соответствует вхождению во внутренний процесс и сматыается после поражения чудовища, при этом конец есть новое начало. Здесь нити спасительного клубка представлены полосками текста.

 

Башня

Башня Работа связана с произведением Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», с главой «Великий инквизитор». Здесь взяты фрагменты из европейской живописи и объединены, дабы объяснить данную проблематику. Концепция о неисправимости греховной природы человека сразу выдвигает требование глобального управления. Поскольку «Бога нет, то всё позволено», как проповедовал один из героев Достоевского. Но позволено опять таки не всем, а лишь сильным мира сего, осуществляющим всеобщий контроль над человеческим муравейником. Беда не в том, что всё находится под контролем. А в том, что полностью изучена и просчитана ветхая человеческая душа. В современном мире, относительная стабильность которого поддерживается методами мягкого насилия, нет места Личности.

 

Бич Божий

Бич Божий Работа связана с апокалиптическими настроениями, захлестнувшими нас в последнее время. Современное искусство пугает и без того беспомощного человека, который задавлен атмосферой неосознанного страха. Ожидание эсхатологического предела, которого все боятся и одновременно жаждут, ввергает нерелигиозное сознание в невроз. Попытка сбросить с себя груз ответственности, отказ от интеллектуального труда по переосмыслению меняющейся на глазах реальности, пребывание в состоянии счастливого неведения ведёт к инфантилизму, и, как следствие, к расчеловечиванию человека. Наше предназначение – подчинять действительность, выявлять смыслы и закономерности, а не барахтаться в её мутном потоке. Потоп, прежде всего информационный, не знающий препонов, сметает все прежние константы, надвигается с неумолимой объективностью.

 

Буква

Буква Объёмный коллаж. Человек прорывается сквозь букву Святого Писания. Здесь использована прямая речь Христа: «Тщетно чтут меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф 15:9), и в другом месте: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). Есть буква Писания, а есть Дух Писания, на что указывает сама Библия. Григорий Сковорода называл Библию «божью ложью» и подводил читателя к раскрытию библейских фигур. Только диалектическое мышление, умеющее «считать до двух», по выражению Сковороды, способно снять с этой книги семь печатей. Нередко человек застревает в буквенном понимании и успокаивается, когда надо идти дальше.

 

Бумеранг

Бумеранг Здесь Аполлон превращается в святого Себастьяна. Прекрасный бог искусства часто изображался с луком и стрелами. Великое искусство – это серьёзное оружие, оно, предвосхищая глобальные перемены и моделируя будущее, поражает не только зрителя и слушателя, но и самого служителя муз. Стрела как символ устремлённости к высшему. Слово-стрела, выпущенная в небо, возвращается назад, как всякая мысль человека бумерангом отправляется к нему.

 

 

Варварская лира

Варварская лира Известно двойственное отношение Европы к России. Традиционно Европа смотрела на Россию как на источник военной силы. За Русским государством, ведущим в отличие от остальных, как правило освободительные войны и как правило на собственной территории, прочно закрепляется эпитет «агрессор». Между тем Русь совершает невидимый титанический труд – синтезирует все накопленные европейской культурой знания, перерабатывает и завоёвывает мир новым универсальным учением. Судьба мира по- прежнему зависит только от России. Это тот самый камень преткновения и врата спасения. Универсальный характер народа воспет поэтом Александром Блоком в знаменитых «Скифах»: «Нам внятно всё, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…»

 

Великая Русская Стена

Великая Русская Стена Фотография подлинная, начала XX в.. Великая Русская Стена – это люди, а не каменные сооружения. Монолит, состоящий из множества уникальных индивидуальностей, как прообраз Единого и Многого. Здесь вспоминается новозаветное послание: « и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…» (1Пет 2:5). Неспроста на Руси воинское служение рассматривалось как высшая добродетель, пасть в бою за Отечество приравнивалось к религиозному подвигу. То, что страна – не территории, а прежде всего люди, понимали наши выдающиеся полководцы, жалея и уважая русского солдата. Как говорил поэт Владимир Маяковский, «солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи».

 

Ветхий Иерусалим

Ветхий Иерусалим В данной работе, которая является первой частью диптиха, показан ветхий мир. Здесь на фоне греховных вод всемирного потопа изображена сатанинская троица – отец лжи, сын погибели и дух заблуждения. Дух заблуждения правит миром посредством закрытого «сакрального знания». Войны, катастрофы, эпидемии перестали будоражить сознание, вплетены в повседневную ткань жизни. Беспечное времяпрепровождение возведено в культ. Из человеческой судьбы уходит трагедия. Тем самым она обесценивается и выхолащивается. Раскатистый сатанинский смех слышен в атмосфере всеобщего цинизма, скепсиса и глумления. Но спасётся этот же самый, истлевающий во грехах мир, но в качестве Нового. Посредством универсального Учения.

 

Внутренний Крест

Внутренний Крест Крест является внутренним противоречием, разрывающим человека изнутри. Кто идёт путём мучительного обретения Истины, проходит череду невидимых внешнему глазу превращений, неминуемых соблазнов и жертв, все этапы христианской космогонии. Апостол Павел говорил, то он «распят и погребён вместе с Ним» (Рим 6:6 ). Фридрих Ницше нередко подписывал свои работы «распятый».

 

Водное крещение

Водное крещение Существует три крещения – водное, огненное и Духом святым. Водное крещение – это крещение Словом Божьим, проповедь. Иоанн Креститель согласно евангельскому тексту крестил «баней водною словесною», но за мной, прорицал Предтеча, идёт больший меня, Он будет вас крестить огнём и Духом (Мф 3:11). Погружение в словесную купель, а не телесные омовения есть подлинное крещение. Огненное крещение – это прохождение через смерть, когда сгорает всё греховное, Крест. Крещение Духом есть Воскресение.

 

Возможное равновесие

Возможное равновесие Переосмыслено известное произведение Пикассо «Девочка на шаре». В коллаже на шаре изображён средневековый рыцарь, а устойчивость мира поддерживается за счёт основания, которое держит подросток. Наше время характеризуется изменением гендерных отношений. Часто можно услышать профанное изречение о том, что нет мужчин. Мужчин нет только по причине отсутствия настоящих женщин. Речь идёт об ответственности обоих полов перед лицом Истины. Змей обольщает Адама посредством женщины. Женщина может разжечь жажду познания, а может увести в рабское служение «миру сему». В связи с этим вспоминается работа Ницше «О старых и молодых женщинах». Симбиоз мужчины и женщины есть единство как конфликт, как процесс взаимного отталкивания и притяжения, единство как война.

 

Восстание из мёртвых. Воскресение

Восстание из мёртвых. Воскресение У ВладиМира есть пятерица «рождение – жизнь – страдание – Смерть – Воскресение». С Воскресения начинается возрождённый человек, творятся новые земля и небо, Дух обновляет плоть. Человек жив теперь в Боге и для Бога, приносит добрые плоды. Спадают пелены в виде букв. Так сквозь религиозные догмы прорывается новое сознание, доселе стиснутое и загнанное во гроб, где истлевали грех и человек, преданный порокам. До момента Воскресения человек ввергнут в дурноту вечной борьбы с грехом, выявляя и предавая негации собственное несовершенство. Духовная борьба, как и война информационная ведётся до последней капли крови, до убедительной победы и торжества Истины.

 

Восстание рабовладельцев

Восстание рабовладельцев Работа посвящена декабристам. Все помнят, что 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге прозвучал смертельный выстрел и началось восстание. Декабристы, расходящиеся в своих целях, посягнули на принцип самодержавия, власть должна была перейти к выборному органу. Восстание было подавлено, его участники казнены и сосланы. Ленин очень любил декабристов за их решительность, что предопределило их положительную оценку в советской историографии, хотя верно писал, что «слишком далеки они были от народа». Здесь – итог размышления о незрелости человеческого сознания, пытающегося переделать мир.

 

Где рождается Истина

Где рождается Истина Наступает эра творчества, которая проникает все сферы жизни человека. Эпоха, где раскрепощается энергия созидания. Гений, особенно на русской почве – явление трагическое и универсальное. Ибо, не разрывая уз с Отечеством, принадлежит всему миру. Пеликан здесь – символ самопожертвования, птица, способное вскормить потомство собственным мясом. Итак, гениальность есть рождение Духа Истины в человеке. Всегда имеет место подозрительность обывателя по отношению к гению. Гениальность признаётся за классиками и не прозревается в ближнем своём, к которому ещё не пришло признание. Эта история стара как мир. Эпоха фальшивых ценностей заставляет избранных глубже заглядывать в себя в поисках потерянного Рая, характеризуется замечательными шедеврами катакомбной культуры. Не получая должной известности, по понятным причинам, обойдённые вниманием, они обогащают сокровищницу русской культуры. Гений Руси – это русский характер, универсальный и жертвенный по своей природе. Вспоминается поэтическое изложение А.С. Пушкиным ветхозаветного сюжета о шестикрылом серафиме, давшего пророку новые сердце, уста и очи : «…как труп в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал: "Восстань пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей"».

 

Гений

Гений Наступает эра творчества, которая проникает все сферы жизни человека. Эпоха, где раскрепощается энергия созидания. Гений, особенно на русской почве – явление трагическое и универсальное. Ибо, не разрывая уз с Отечеством, принадлежит всему миру. Пеликан здесь – символ самопожертвования, птица, способное вскормить потомство собственным мясом. Итак, гениальность есть рождение Духа Истины в человеке. Всегда имеет место подозрительность обывателя по отношению к гению. Гениальность признаётся за классиками и не прозревается в ближнем своём, к которому ещё не пришло признание. Эта история стара как мир. Эпоха фальшивых ценностей заставляет избранных глубже заглядывать в себя в поисках потерянного Рая, характеризуется замечательными шедеврами катакомбной культуры. Не получая должной известности, по понятным причинам, обойдённые вниманием, они обогащают сокровищницу русской культуры. Гений Руси – это русский характер, универсальный и жертвенный по своей природе. Вспоминается поэтическое изложение А.С. Пушкиным ветхозаветного сюжета о шестикрылом серафиме, давшего пророку новые сердце, уста и очи : «…как труп в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал: "Восстань пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей"».

 

Гефсимания

Гефсимания Гефсимания соответствует внутреннему распятию. Здесь крайняя стеснённость и предельная борьба с собой и с Богом. Христос одинок, покинут всеми. Здесь те же тернии, та же Кровь, те же мучения и страсти, но перенесённые во внутренний план. Человек не хочет идти на Крест: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36). В этой молитве к Отцу Небесному заключается весь смысл и дух христианства.

 

 

Главная Категория

Главная Категория В философии Гегеля «Я» – главная категория, через которую познаётся всё. Человек вне слова, вне смыслов мёртв или же уподобляется бессловесным созданием, доадамовым животным. В этом смысл сократовского требования: «Познай себя!» Необходимо открыть в себе мыслящего субъекта. Познание себя природного правильно осуждают, называя уничижительно самокопанием. Так самоанализ, изобретение психологии, приводит к открытию в себе природных инстинктов и механизмов, которые заложены в нас объективно и служат задачам самосохранения и самовоспроизведения. Их не нужно предавать негации, достаточно осознать и заставить служить высшим целям. Ведь пороки есть отпущенные на волю инстинкты. Скажем, стяжательство есть гипертрофированное желание обезопасить себя, пьянство есть избыточная жажда удовольствия. Истинное самопознание занимается собственно мышлением, формированием Мыслящего Тела, не склонного ко греху и через это исправляет человеческую природу. В Новом Завете читаем: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак 1:26).

 

Даная

Даная Древнегреческий миф о верховном боге Зевсе, пленившемся прекрасной Данаей. Даная была заключена в глубокое подземелье своим отцом Акрисием, боящимся предсказания оракула, заключающемся в смерти от руки внука. Даная жила в подземном гроте, дабы никто не видел её неземной красоты. Зевс проник к ней в виде золотого дождя. Зачав, Даная рождает героя Персея. Подобно душа человека, даже заточённая в глубокие подземные покои, оплодотворяется Словом животворящим. Золотые литеры подобны дождю громовержца.

 

Два неба

Два неба Человек начинается с раздвоения. Как говорил великий русский философ Г.С. Сковорода: «Все беды людей оттого, что они не умеют считать до двух». На протяжении всей истории человечество занимается отысканием истинного пути познания. Многие сильные мыслители вышли из религии, первоначально готовя себя для проповеднической деятельности. Традиционно религия противопоставлялась философии. Вера познаёт Бога с помощью религиозного чувства, инструментом познания философии является мышление. Обе исследуют сферу Абсолютного Духа. При этом религия может обходиться без философии, философия без религии – никогда. Существует земное небо – в данном случае обрядовая церковь, и горнее небо, где каждый миг разворачивается вселенская борьба Добра со злом – чистого мышления с духом заблуждения, а сатана каждый раз побеждается и обуздывается. Это соответствует догмату о видимой и невидимой церкви. Зонтики над головами священнослужителей как символ душевного комфорта, знак отстранённости церковных иерархов от событий священной истории.

 

Две славы

Две славы Терновый венец, попранный ногами римского легионера и золотой венец кесаря как слава не от мира сего и слава преходящая. Картину дополняет разорванная, состоящая из макарон фашина, то, во что превратилась позже Италия. Терновый венец снискал Иисусу Христу славу нетленную, во веки веков Он Царь царей и Господь господствующих.

 

День шестой

День шестой «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными [и над всяким скотом, и над всею землёю], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя в пищу…И увидел Бог, что всё, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт 1:27-28).

 

Древо Жизни

Древо Жизни По Евангелию существует несколько древ – древо пищи, древо познания добра и зла, древо смерти (Крест) и древо Жизни. До подхода к древу познания добра и зла, человек находится в раю, наслаждается счастьем неведения, живёт без осознания собственного греха. Адам срывает плод греха, постигая собственное несовершенство, идёт путём познания и оказывается изгнанным из рая. Собственная жена (душа, Ева) подаёт ему запретный плод, а её в свою очередь обольщает змий древний – сатана. О плоде с древа познания сказано: «вкусивший его смертью да умрёт», а также вкусивший «станет как Бог, знающий добро и зло». И то и другое верно. Сатана хочет, чтобы человек страдал, утратив первоначальное единство с самим собой, детскую инфантильность. Но страдание не может длиться вечно. Как Адам срывает плод греха с древа, так Христос возвращает его на древо, прибивая ко Кресту. На Кресте распят грех мира. По воскресении творится новый Адам, допущенный к древу Жизни, то есть наследующий вечность. «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий…Первый человек – из земли перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор 15: 45, 47).

 

Древо познания

Древо познания Адам даёт наименование предметам. Через Слово рождается мир, он творится Словом и через Слово. Вкусив от древа познания, Адам сознаёт наготу – свою полную несостоятельность перед лицом Всевышнего. «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт 3: 22). Адам познал Еву – собственную душу, которая раздваивается на Каина (человека греха) и Авеля (праведника). Здесь можно рассмотреть два плана – индивидуальный путь развития личности и всеобщий путь развития человечества. Во внутреннем процессе Каин одерживает победу над Авелем, ибо заглубление в себя – это и есть всё большее выявления греха. В социальном плане убийство Авеля Каином знаменует начало истории, где побеждает сильнейший и коварнейший. Так, согласно евангельской притче, пшеница и плевелы растут вместе до жатвы, а во время жатвы пшеница убирается в житницы, а плевелы сжигаются (Мф 13: 24-30). Человечество также идёт путём познания, переживая войны, опустошения, моры, глады, исчезновение любви и крайнее обострение грехов. Идёт к концу истории до тех пор, покуда по предсказанию Платона, не «философы будут править миром».

 

Звезда

Звезда Давнишней мечтой и стремлением человека было дотянуться до самой высокой точки мироздания. Эти задачи ставились всегда и решались на протяжении всей жизни. Библейские сюжеты, античные сюжеты проникают в современность, это не подзабытые истории тысячелетней давности. А то, что происходит с человеком сейчас. Миф вечен, всегда актуален, а не то, что случилось прежде или произойдёт в будущем. Десакрализация пространства, отсутствие морально-религиозного императива привели к тому, что современному человеку мало что предъявлено. Как следствие, он забыл о своём предназначении. Вкусив индивидуальной свободы, потерял ключ к собственной личности, оказался беспомощным в мире декларируемых безграничных возможностей, ища спасения у средств телекоммуникации и демонстрируя осколочное мозаичное сознание. А звезда всё так же манит, а время всё так же ждёт своих героев-первооткрывателей.

 

Земная мудрость

Земная мудрость Образ антихриста объединён с образом античной Медузы-Горгоны. Змея – мудрость, но это земная мудрость. Змий на райском древе, змий вознесён в пустыне, змий искушает Христа, обольщая его властью, славой и богатством – тем, на чём стоит ветхий мир. Змия дано превращать в посох апостолам, то есть опираться на земную мудрость. Геракл, будучи младенцем, душит змей, насланных к нему ревнивой Герой. Адаму сказано Всевышним, что он будет поражать змея в голову, а тот будет жалить его в пяту (Быт 3 : 15), то есть дух заблуждения побеждается Духом Истины, а сатана обольщает человека его же собственной похотью. Христос наставляет апостолов: «Будьте мудры как змии и просты как голуби». Нужно иметь противоядие к земной мудрости, а не избегать или с порога отрицать её.

 

Иоаннова жертва

Иоаннова жертва Иоанн Креститель, заключённый в темницу, усомнился, является ли Иисус Мессией. «Блажен, кто не соблазниться обо Мне» - говорит Христос (Мф 11:6). Иоанн потерял голову, ибо «всякому мужу глава Христос» (1Кор 11:3). Праведник, ведущий отшельнический образ жизни, крестивший народ в реке Иордан в покаяние, первый указавший на Мессию, потерял Христа, когда сподобился пострадать за веру. Итак, полное отречение от мира, пост и проповедь не приводят к окончательной победе над грехом, покуда не принесена последняя, она же главная жертва – ветхая душа. Иродиада, развеселив царя Ирода искусным танцем, в качестве награды потребовала голову Иоанна Крестителя. А голова праведника на блюде – лучший подарок мирской невозрождённой душе.

 

Ионн Креститель

Ионн Креститель Иоанн Креститель первый указал на Христа. Это пророк, который является переходным моментом из Ветхого в Новый Завет. Жил отшельником в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса, а пищей его были акриды и дикий мёд. Крестил Иудеев в Иордане, проповедуя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 3:2). Был обезглавлен по приказу Ирода. Будучи заключённым под стражу, усомнился во Христе, послав к нему слово: «Ты ли Тот, который должен придти или ожидать нам другого?» (Мф 11:3) Христос прислал ему ответ: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо Мне» (Мф 11:5,6). Иоанн лишился головы, ибо «голова всему есть Христос» (Еф 5:23).

 

Искушение Крестом

Искушение Крестом Святой апостол Пётр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет 4:12). Люди – враги Креста Христова. Природный человек ищет сохранить себя, свою ветхую натуру, не идёт в горнило внутренней борьбы, избегает раздирающих его душу противоречий, потому что не любит и не хочет жить по Правде. Бесконфликтное существование удобно, комфортно, безопасно. Однако подобная жизнь не знает ни взлётов, ни падений, ни настоящего героизма. Борьба за место под солнцем в «мире сем», где всё уже предопределено, заведомо бесперспективна. Одному нужно немного в подлунном мире, а что касается сферы Духа, то здесь по словам Христа, «жатвы много, а делателей мало» (Мф 9:37). И причём не 2000 лет назад, во времена зарождения христианства и не сегодня при конце времён, а всегда. Ибо человек призван трудиться на ниве Духа.

 

Ислам

Ислам Ислам ищет утвердить себя в погибающем мире сребролюбия и греха, и вместе с тем вернуться к исконным традициям. А это 7 в. н.э., раннее средневековье, где чистота веры нередко достигается насильственными методами. Это поворот цивилизации на тысячелетия назад.

 

 

Исламская молитва

Исламская молитва Ислам – религия, не допускающая каких-либо изображений в пределах культа, кроме традиционного растительного орнамента. Любые изображения относятся к идолам, существование которых противоречит идее единобожия. Здесь на тёмном фоне выступают арабские письмена, превращающиеся в фигуры молящихся.

 

 

Исход

Исход Речь идёт не о событиях тысячелетней давности. Здесь размышления о судьбе Россия. Русская цивилизации несмотря на все экономические реформы не идёт на поклон глобальному золотому тельцу. Ей нет места в мировом сообществе. Россия – духовная страна. Люди, одержимые прагматизмом, ведут её к катастрофе. Россия живёт и всегда жила Духом, и что важно – при абсолютно материалистическом характере народа. Россия – это язычник, приобщённый ко Христу. Это те холодные, которые по слову апостола Павла, лучше тёплых и идут в Царствие Небесное, куда тяжело войти богатым, книжникам и фарисеям. Народ – материалист, но он одухотворённый материалист. Он хочет, вспахав землю, взглянуть на звёзды. Все наши материальные и технические достижения были возможны за счёт мощной идеологической составляющей. А не наоборот! Куда несётся Русь-тройка? В Новейшую эру – эру творчества.

 

Иудифь

Иудифь Иудифь была послана в стан Олоферна, военноначальника царя Навуходоносора, собирающего войной на иудеев. Она, проведя ночь в его шатре, отрубила ему голову. И тем самым спасла народ свой, сынов Израиля, от истребления. Ветхозаветная легенда по сей день будоражит умы выдающихся мужей. Подтверждением тому является распространение и трактовка данного сюжета в восхитительных образцах изобразительного искусства. Женщина как соблазн и как смертельная опасность, как жертва и как палач. Что может быть притягательней? В ветхом мире, где правят хитрость, меркантильность и порок, женщина оказывается психологически сильнее мужчины. Сколько Олофернов падает и разбивается, подобно глиняному колоссу, сражённые острым мечом её уст!

 

Китеж

Китеж Извечная мечта русского народа о том, что подлинное государство должно воскреснуть, возродиться. Дальше цитирования отрывка стихотворения Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять…», рассуждения о Русской Идее не идут. Настало время, когда без разумного понимания ничего нового здесь построить невозможно. Миновала эпоха, когда на протяжении веков Русь спасалась Сергием Радонежским или же Серафимом Саровским. Сейчас нужны знания принципиально иного порядка, они должны быть строго научными, проработанными, вплоть до практического применения с учётом наших реалий. Всё можно отстроить заново, если поставить на службу Разуму. На уровне веры народ уже спасаться не будет. Спасительна только подлинная религиозная философия. Русская Идея, коротко, это – космическое сознание, общинность, внутренняя свобода, отыскание града Китежа, мессианская роль России.

 

Крест

Крест По вертикали располагаются изречения из Нового Завета, по горизонтали – из Ветхого. Пересечение двух противоположных Заветов даёт огненное крещение. Огнь поедающий, в котором сгорают буквы Писания и появляется духовное прочтение. Духовное прочтение характеризуется раскрытием и толкованием библейских фигур. Через этот огонь проходит Христос, говорящий притчами и раскрывающий их истинный смысл.

 

 

Крестный путь

Крестный путь Существует пятерица: рождение, жизнь, страдание, Смерть, Воскресение. Изображены этапы движения Христа к Воскресению. Крест понимается не только как деревянная перекладина, орудие убийства, а как духовный процесс, происходящий внутри одного человека. В христианской традиции принято носить нательные кресты, поскольку крест – не только символ Христа распятого, но и необходимый момент, предшествующий Воскресению. Иначе бы люди поклонялись орудию пытки.

 

 

Крещение

Крещение Существует три крещения – водное, огненное и Духом святым. Водное крещение – это крещение словом Божьим, проповедь. Иоанн Креститель согласно евангельскому тексту крестил «баней водною словесною», но за мной, прорицал Предтеча, идёт больший меня, Он будет вас крестить огнём и Духом (Мф 3:11). Погружение в словесную купель, а не телесные омовения есть подлинное крещение. Огненное крещение – это прохождение через смерть, когда сгорает всё греховное, Крест. Крещение Духом есть Воскресение. Здесь дано изображение человека, погружающегося в воды евангельского учения.

 

Леда

Леда Согласно древнегреческому мифу, громовержец Зевс в образе лебедя овладел Ледой, пленившись её красотой. От Зевса Леда родила дочь – прекрасную Елену, и великого героя Полидевка. Люди издавно заметили, что не равны друг другу от рождения: красота, сила, ум, богатство и часто даже талант наследуются. Это первая предопределённость человека, которую в пределах языческого мира изменить невозможно. Поэтому появление выдающихся ярких личностей связывали с их божественным происхождением, с необыкновенными обстоятельствами появления на свет. Природная красота оплодотворяет всё живое и порождает красоту.

 

Лучшая сантехника из Франции

Лучшая сантехника из Франции Художник Жак Луи Давид изобразил умирающего Жана Поля Марата, одного из яростных сторонников якобинского террора. Шарлотта Корде заколола его, когда тот принимал ванну. Идея возложенной ответственности не только за совершённые деяния, но и за слова. Призывая к террору, необходимо быть последовательным и быть готовым к тому, что ты сам можешь стать его жертвой. Это актуально для русской интеллигенции, которая на протяжении столетия готовила революцию и сама пошла под топор.

 

Медея

Медея Миф о Медее – истинная греческая трагедия. Волшебница, с помощью которой Ясон овладел золотым руном и получил власть. Предательство Медеи Ясоном и его намерения жениться на прекрасной царевне вызвали ревность с её стороны и коварную месть, принявшую чудовищные масштабы и дошедшую до самоистребления. Нет преступление, на которое бы не решилось оскорблённое женское чувство в дохристианском мире. Женская стихия подобна природной, она, как вода может всё дать и всё отнять.

 

Нежный возраст

Нежный возраст Посвящено современной молодёжи – расколотому сознанию. Изображён один и тот же подросток в разных образах. На смену поколению, воспитанному в лучших традициях предшествующей эпохи, приходит человек играющий. Досуг, возведённый в смысл жизни, «отдых со вкусом» порождает новый тип личности, которая может и хочет стать всем, кроме личности. Сбросить с себя любую ответственность, абстрагироваться от реальности. Уйти от напряжённой духовной работы в интеллектуальный пассив, в искусственное детство. В коллаж помещено изображение гибридного существа, говорящего на все голоса, но не вникающего в смысл сказанного.

 

Неприметным образом

Неприметным образом В Писании есть место: «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет 2:5). Царствие Божие приходит неприметным образом, как невидимое для окружающих и вместе с тем как главное, вселенского масштаба событие, происходящее во внутреннем мире человека. Сова вылетает вечером. Вечер в параметрах человеческой жизни совпадает с пожилым возрастом, временем обретения мудрости. Внутренний процесс скрыт от внешнего взгляда, более того, человек, всерьёз взыскавший Истину, отказавшийся от внешней карьеры в пользу внутренней – посмешище для мира, белая ворона, притча во языцах и оказывается отовсюду гоним. Есть два рода старчества – старцы «мира сего» и старцы, обретшие мудрость. Для подтверждения данной мысли, можно вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк»: «Когда же через шумный град я пробираюсь торопливо, то старцы детям говорят с улыбкою самолюбивой: "Смотрите, вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: глупец, хотел уверить нас, что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!"»

 

Новое Возрождение

Новое Возрождение Изображены два космоса – макрокосм и микрокосм. На кубах – пятерицы ВладиМира из работы по искусству. Грядёт Новейшая эра – Эра Творчества. Новое Возрождение предполагает появление человека, обогащённого всей предшествующей культурой, прежде всего в сфере мышления, что является новым основанием. Грядущая эпоха Ренессанса не имеет ограничений во времени, будет длиться вечно. Так же беспрепятственно движение в самой Истине.

 

 

1-2-3. Новое время

1-2-3. Новое время Вся средневековая схоластика была завязана с безуспешной попыткой понимания принципа триединства. Но оказалось, что в рамках религии невозможно постигнуть природу триединого Бога. Религия вынуждена была признать непостижимость природы Творца. Новое время в лице Рене Декарта впервые задумалось о возможностях познающего мышления. Мир перевёрнут Декартом, сказавшим: «Я мыслю, следовательно, я существую. Бог мыслится, следовательно, он существует». Это и есть начало философии, которая, перестав заниматься описанием мира вещей и явлений, начинает заниматься непосредственно мышлением, то есть наконец встаёт на голову. Три апельсина являются прообразом триады.

 

Новое время - созерцаемое становление

Новое время - созерцаемое становление Русь ожидает новое культурное Возрождение, равного которому не было в истории человечества, благодаря пассионарности её народа. Начиная с 1917 года все мировые процессы зависят от России. Наша страна, находясь в борьбе с антирусским вектором, по сей день определяет ход мировой истории. Задачей русского народа в истории было и остаётся построение справедливого социума, Царства Божия на земле.

 

Новое Средневековье

Новое Средневековье Новая культура Эры творчества преобразует человеческую энергию и направляет её на созидание. Средневековье – это предельно выраженная религиозность, пронизанное религиозным горением общество. Новое средневековье переплавляет воинственную человеческую природу, трансформируя её в созидательную. Возвращаются традиционные, а лучше сказать – вечные ценности. Павлин символизирует вечность.

 

Новый Иерусалим

Новый Иерусалим Новый – тот самый, преображённый, который спасается, совлекая с ветхого образа. По мере того как ветхий человек истлевает, внутренний обновляется. Слова апостола Павла (2 Кор 4:16) применимы не только к отдельному субъекту, но и к человечеству в целом. Окунаясь в баптистерий подлинной культуры, человечество становится иным, очищается от застаревших грехов, главный из которых – жертвенное служение маммоне. Обновляется лик Земли, планета дышит свободно. Не нужно исправлять ветхое, увещевать род людской, упражняющийся в алчности и похоти. Необходимо созидать заново на новом основании и с новыми людьми, коим предопределено стать авангардом Русского Возрождения. Иконописные образы, монументальная живопись Джотто на фоне знаменитого владимирского собора и русского пейзажа символизируют встречу двух культурных цивилизаций на русском основании.

 

Образ

Образ Эксперимент, в котором русская икона совмещена с традицией Малевича. Возрождение начнётся, когда Человек сойдёт с иконы, то есть иной мир станет посюсторонним. Иконописные образы даны нам как восполнение отсутствующих святых во храме, которые разминулись с нами в пространстве и во времени. Правда, в православной традиции сама икона является живой личностью. Предназначенная быть образом невидимого, она сама по себе обожествляется, и поэтому помогает, исцеляет и мироточит. Появление святых среди нас невозможно без исполнения главной заповеди Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк 12:31). Без христианской любви, которая отлична от родственных чувств и приятельской привязанности, невозможно прозреть в ближнем Внутреннего человека, Который также жаждет быть услышанным, понятым и принятым.

 

Одиночество

Одиночество Изображён ангел, венчающей на Дворцовой площади в Петербурге александрийский столп. Человек одинок на путях поиска Истины. Гегель писал: «Нигде человек так не одинок, как в философии». Пророк Илия сетует на своё одиночество: «Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». «Таких как ты семь тысяч соблюл», - последовал ответ Господа (Цар 19:18).

 

Остров сирен

Остров сирен Здесь можно увидеть аналогию с образом Христа. Когда Одиссей и его команда переплывали остров сирен, он велел всем своим спутникам залепить уши воском, дабы они не слышали песен мифических птиц. А себя приказал привязать к мачте. И Одиссей, как истинный герой-титан один должен был пройти через соблазны мира сего, высшим выражением которого является сладкоголосое, но губительное для внутреннего человека пение полудев-полуптиц. При этом Одиссей, добровольно привязанный к мачте корабля, уподобляется Иисусу Христу. Более того, Одиссей также возвращается к себе домой, следуя тому же принципу, что и Христос: «Исшёл от Отца и пришёл в мир; и оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанн 16:28). Античная мифология содержит в себе параллели, близкие к христианству.

 

Отчуждение

Отчуждение Приходится констатировать размывание человеческой личности, которая стала изменять собственному полу. Мужчины забыли о своём высоком предназначении (Человек, Man), переключились на физический план с опорой на достижения технотронной цивилизации. Женщины берут на себя мужские функции и отказываются от возложенной на них заботы о роде. Современные мужчины озабочены культивированием тела, а не Духа, современные женщины занимаются выхолащиванием жертвенной по природе души, превращением её в формальную схему. Мир переворачивается. Идти к своему полу – значит идти путём раскрытия человеческой природы вообще. Отказавшись от познания, человечество вступило в мир бесполого атомизма.

 

Пациенту З.Фрейду посвящается

Пациенту З.Фрейду посвящается Мир помешан на фрейдизме. Открытие психоанализа считается важнейшим открытием XX столетия. Австрийского врача-психиатра провозгласили чуть ли ни философом. Не умаляя заслуг Фрейда, который имел дело как правило с больными людьми и тщательно анатомировал первоприродную душу, надо сказать, что повальное увлечение его работами завершило процесс десакрализации культуры. Следствием явилось отнесение искусства к разряду музейных реликвий и полное исчезновение религиозного сознания. Что касается поверхностной души одномерного человека, то схема Я-Оно-Свех-Я верна. Приписывание человечеству несуществующего эдипова комплекса - это, как правильно отмечал состоявший в переписке с Фрейдом священнослужитель, посягательство не только на чистые, лишённые эротического подтекста отношения матери и дитя, но и оскорбление культа Богородицы.

 

Переход

Переход Современный человек потерял грань между компьютерным миром и реальностью. С этой точки зрения он остаётся вечным ребёнком, ибо мир взрослых – это сфера новой ответственности, и не только за свою жизнь. Многократно проигранные ситуации кровавых компьютерных боёв приучают сознание не воспринимать всерьёз подлинную трагедию.

 

 

Положение во гроб

Положение во гроб Здесь погребальные пелены в виде бинтов с буквами. Как терновый венец, так и пелены изображаются в виде текстовых полос, ибо всё связано со Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть» Ин (1:1) . Пелены как узы природного начала, которое уже связано и перетянуто, но почивший в них ждёт часа своего Воскресения. Грех уже отомщён, но Дух ещё не вышел к своей свободе.

 

 

Последний крестовый поход

...что вы ищите живого между мертвыми. Последний крестовый поход "...что вы ищите живого между мертвыми"
Вся история Европы была связана с отысканием гроба Господня. Все предпринятые крестовые походы закончились его обретением. Залитые кровью крестоносцы пришли к пустой норе и получили тот ответ из Евангелия от Луки: «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его здесь нет: Он воскрес» (Лк 24:5). С этого момента Дух действии-тельно пришёл в соответствие с самим собой. А история, как пишет Гегель, есть движение Логоса во времени. И началось Новое время, Мартин Лютер прибил к дверям собора свои знаменитые тезисы, Библия перестала быть жреческой богослужебной книгой и была переведена на национальные языки. Возник протестантизм, породивший этику капитализма и либеральные свободы, сохраняющиеся по сей день.

 

Последователи Э.Канта

Последователи Э.Канта Важнейшим открытием Эммануила Канта считается умозаключение о том, что человеческим разумом нельзя познать «вещь в себе». Поскольку Бог (Истина, «вещь в себе») непознаваем, то он предложил человечеству вернуться к религии. Если исключить религию, то звериное начало возобладает, люди перестанут быть людьми и перегрызут друг друга. Поэтому Кант ввёл категорию долженствования. Мы, дескать, должны верить, поскольку человеческим умом мы всё равно не можем постичь Бога. Он прав, человеческим рассудком Бог непознаваем. Для этого нужно стать Богом и познавать его Божественным разумом. В Евангелии показано, что движение к Истине происходит в одной категории. Бог движется Сам в Себе: от Отца через Сына к Духу. Бог Сам Себя направляет в мир, Сам Себя познаёт, даже рапинает Сам Себя. Поэтому Кант ужаснулся, дойдя до мысли: «Разум убивает себя на Кресте». Это глубочайшее противоречие, а с противоречия по Гегелю начинается подлинный Путь к Истине. Кант остановился перед Крестом, поэтому его можно назвать «Иудой в философии». К сожалению, современные философия и религия стоят на Канте – на постулате непознаваемости Истины.

Постсоциализм

Постсоциализм Период, который переживает наша страна, не имеет аналогов в истории и поэтому условно называется постсоциализмом. Стервятники безжалостно растерзали учение, которым кормились. Страна распалась на части благодаря хищным падальщикам, предавшим коммунистическую идею. Усыпальница вождя возвышается напоминанием и укором. Сколько времени будет существовать Россия, столько будет упоминаться советская эпоха, обречённая сегодня на охаивание и забвение. Оправдание социализма возможно только с позиции противоречия, диалектики. Всякий другой подход будет односторонним. И у белых, и у красных, на которых продолжает негласно делиться общество, есть своя правда, но нет Истины. Революция – это глобальное событие XX века. Оно раскололо не только Россию, но и мир. В нашей стране образовался системный антикапитализм с диаметрально противоположным вектором развития. Никакие Галицины и Оболенские не смогли бы сохранить Россию. Она спаслась только через идею, которую принесли большевики.

 

Преимущества выборной демократии

Преимущества выборной демократии По приговору большинства были казнены Сократ и Христос. Народ не знает Истины, и не должен принимать судьбоносных решений путём голосования. По Истине, существует две власти – то земли и от Неба. Голосование возможно только на уровне земства, когда во главе конкретного региона становится не назначенец, а уважаемый земляками, известный своими заслугами человек, знающий проблемы данной местности не понаслышке. Земская власть работает при полнейшем контроле со стороны избирателей. Что же касается верховной власти, то она формируется Духовной Академией Руси и делегируется из своей же среды Советом Старейшин. Она неподотчётна народу. Неподготовленных людей нельзя пускать во власть. Управлять империей может лишь человек второрождённый, прошедший долгие годы обучения гуманитарным дисциплинам, главным образом – диалектической философии, знающий военное дело, имеющий практический опыт руководства большим коллективом. Народ отстраняется от избрания верховного правителя, ибо как и две тысячи лет назад, его симпатии на стороне разбойника.

 

Пророчества Фридриха Ницше

Пророчества Ф.Ницше К Ницше сформировалось неверное отношение. Его считают чуть ли ни идеологом немецкого фашизма, неверно осмыслив и перевернув его категорию «сверхчеловек». Сверхчеловек по Ницше есть новое сознание, рождённое в результате прохождения внутреннего процесса. Бог Ницше умирает также, как умирает Бог Христа, когда Тот, распинаемый, возопил: «Боже, Боже, для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46, Мк 15:34) Ницше – человек честного поиска, один из немногих европейцев, который выскочил за пределы этой культуры и пошёл дальше. Человек совершил подвиг, будучи глубочайшим интуитивным философом. В одной из работ Ницше пророчески писал: «Наступает эпоха фальшивых ценностей. В XX веке главными людьми будут портные и актёры, потому что из мира уходит подлинность». Предсказание сбылось и властителями дум действительно оказались люди, играющие людей.

 

Пьета (Оплакивание)

Пьета (Оплакивание) Упование на русских женщин, в годину бед народных проявивших качества, достойные восхищения. Наши женщины есть воплощение народной души, о которой так много споров. Это жёны, снимающие Бога с Креста. Без такого явления, как русская женщина, война с фашизмом не была бы выиграна, без её подвига самопожертвования в тылу и на фронте. Это женщины, которые не больны феминизмом, не вступают с мужчиной в заведомо проигрышную конкурентную борьбу и одновременно не ждут от него невероятного поклонения как дани своей земной красоте. Женщина взваливает на собственные плечи то, что не под силу нести мужчине, не забывая о своём главном предназначении. Ей свойственно до конца верить в благополучный исход, сохранять разумный оптимизм и мужество.

 

Ре-эволюция

Ре-Эволюция Гусеница, прошедшая через смерть, получает второе рождение. Природа даёт нам наглядный пример превращений в духовном мире. Из свитого гусеницей кокона вылетает бабочка. Хотя Максим Горький утверждал в знаменитом «Буревестнике», будто «рождённый ползать летать не может». Каждый человек с момента рождения приговорён к смерти. Интерес к предметному миру исчезает очень быстро. Без перехода в духовную сферу, где нет предела для творчества и где обретается истинное бессмертие, участь у всех людей одна – болезни, старость, смерть.

 

Реванш Зевса

Реванш Зевса Эпоха, которую мы переживаем, направлена на разрушение христианских ценностей. Данное явление принимает глобальный характер. Это выражается в нездоровой любви к массовым зрелищам, в том числе к большому спорту, к всевозможным реалитишоу, в чрезмерном культивировании тела, подгоняемого под «европейский стандарт». В том, как удовлетворяются запросы плоти, в том числе низменные. Насаждается определённый образ жизни, направленный на крайний индивидуализм и самообогащение. Преступается главная христианская заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк 12:31). Идёт возвращение в языческие времена, утверждается некий гламурный Олимп, сформированный из людей шоу-бизнеса, успехами, интригами и похождениями которых предлагается жить простым смертным. Ибо только новоявленные полубоги, наделённые богатством, славой и могуществом находятся в центре внимания прессы.

 

Рождение Афины

Рождение Афины Зевс громовержец проглотил богиню разума Метис, у которой должны были родиться дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Затем призвал Гефеста и потребовал разрубить себе голову, дабы избавиться от невыносимой боли. Так из головы громовержца вышла богиня мудрости Афина Паллада. Только из расколотого сознания, которое и является диалектическим разумом, рождается мудрость. Сознание целостное, не знающее противоречий, опирающееся на причинно-логические связи, мертво. В лучшем случае, это косное рассудочное мышление, оперирующее формальной логикой.

 

Рождение Афродиты

Рождение Афродиты Насколько хрупка душевная структура человека! Необходимо оберегать драгоценную женственность – собственную душевную жизнь, выходящую из вод греховного потопа сквозь боль внешнего вмешательства и опасности мира сего. Как Афродита выходит из пены морской, так и сама жизнь вышла из вод мирового океана. Любовь правит миром, ибо это вечный механизм самовоспроизведения всего живого. Любовь от низшей ступени естественного отбора эволюционирует вместе с миром и в полноте раскрывается в метафизике Христианства. Любовь – это и есть жизнь, в том числе Жизнь с большой буквы.

 

Рождение Супримус

Рождение Супримус Мир верхний – это рождающее начало, основа мироздания, от него идёт пышное многообразие всего сущего, состоящее из простейших элементов. Есть два зеркально-опрокинутых мира – мир дольний и горний. Первый – это видимый вещественно-предметный мир, куда включается бесконечное множество как осязаемых предметов, так и эмпирико-интеллектуальных. Этот мир призрачен и неустойчив по отношению к Царству Духа, ибо человек не в силах овладеть всеми предметами сразу. Богатство неправедное, которое по Писанию «моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут» (Мф 6:19). Горнее есть сфера Абсолютного Духа, где рождаются истинные искусство, религия, философия. Здесь приносятся плоды вечности, которые символизирует младенец, не отражающийся в зеркале «мира сего». Более того, призрачный чувственный мир оспаривает подлинность Сферы Абсолютного Духа и присваивает себе его достижения в виде законсервированных музейных шедевров и мёртвых теорий, оставаясь при этом бесплодным. И всё это есть игры разума, но что намекают подобие лабиринта и шахматное поле.

 

Русская манна

Русская манна Словом и через Слово рождается мир, Словом же мир оправдывается и спасается. Через голод слышания Слова грядёт Возрождение. Теперь нужна уже не проповедь о покаянии и не повторное крещение в реках и водоёмах, а толкование Евангелия. Русский исход из дома рабства, где поклоняются золотому тельцу есть не эмиграция с земли предков, а полная переориентирование всех сфер жизни, в том числе экономики на новые рельсы. Во главу угла будет поставлено Духовное процветание, которое раскрепостит накопившийся творческий потенциал народа и потянет за собой все иные, в том числе материально-технические достижения. Дух заблуждения, дух наживы должен быть пронзён копьём небесного воина, ибо «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). Пришло «время собирать камни», то есть признать Истину, которая одна на всех и выработать необходимый для всеобщего понимания категориальный аппарат, необходимый для формирования Собора. Здесь манна изображена в виде букв.

Русь. Возрождение

Русь. Возрождение Здесь взята за основу работа Ботичелли. Изображены два основания мира – основание как Крест, и как Воскресение. Также по диалектическому принципу построена Библия. Разделяясь на противоположные друг другу Ветхий и Новый Заветы, примиряет их в пределах одной книги. «Отделил Бог воду от воды и поставил твердь» (Быт 1:6). Речь идёт прежде всего о Библии. Твердь – это и есть Голгофа. Она же – водораздел между иудаизмом и христианством. Такой трагической судьбы, такого одиночества и такого поношения не знает ни одна страна в мире, кроме России. Ей предстоит умереть в старом качестве за грехи мира, и стать дверью спасения. Остальные страны подобны 99-ти праведникам, не имеющим нужды в покаянии.

 

Свой крест с житием

Свой крест с житием Есть расхожее утверждение, не имеющее подкрепления в Евангелии о том, что каждый несёт свой крест. В это понятие вкладывается житейский смысл, часто не связанный с праведными делами. По Истине, Крест только один – это Христов Крест. Если подлинно человек несёт крест, то он несёт тот самый и идёт, соответственно, на Голгофу. В Новом Завете явлен пример, когда Симон Киреянин подставил плечи и отрезок пути нёс крест за Христа.

 

Сизиф

Сизиф Сизифов труд – это повторяющиеся циклы познающего субъекта, когда знакомая категория или проблема рассматривается снова и снова, но уже усовершенствованным в процессе познания аналитическим аппаратом. Духовное развитие идёт по спирали. Приобретение духовного опыта есть каторжный труд, остающийся в глазах мира незамеченным, неоценённым и бессмысленным.

 

Сколько у Господа конфессий

Сколько у Господа конфессий У Господа одна конфессия, а у людей много. Истинное христианство – это возвращение к первоапостольской общине на Новом Основании, с учётом тех знаний, которое приобрело человечество на своём историческом пути. Протестантизм, католичество и православие – вот три основных деления внутри единой христианской церкви. Это предопределило ход исторического процесса, и с этой точки зрения оправдано. Если же идти к истокам христианства, то мы вернёмся к первоапостольской церкви и к прямой речи Христа, к Нагорной проповеди. Это не значит, что нужно идти к единству канона и обряда. Это значит, что имеет место быть историческая обрядовая церковь, выполнившая возложенную на неё миссию и Церковь как духовное общение, как круг оживших во Христе верующих. Рыба обозначала Христа, её изображение указывало первым преследуемым христианам о месте проведения собрания.

 

Субъективная свобода

Субъективная свобода Субъективная свобода дана для освоения мира. Без неё человек был бы игрушкой внешних сил. В философии Гегеля выведена триада: субъективная свобода, Объективная и Абсолютная. Субъективная есть вседозволенность, Объективная – это усвоение воли Всевышнего, включённость в духовный процесс. Это то, что переживает Христос в Гефсиманском саду: «Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39). Е Евангелии от Иоанна изложен этот принцип, когда Иисус говорит апостолу Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь» (Ин 21:18). Абсолютная свобода есть совпадение двух противоположных векторов – воли Бога с человеческой волей. Это и есть Воскресение для великих деяний, достижения состояния, когда «рождённый от Бога не может грешить» (1Ин 3:9). Мы живём в эпоху провозглашённых субъективных свобод. Всё, что не выходит за рамки законодательства, дозволено. Отсутствие цензуры, как выяснилось, не гарантирует бурного расцвета культуры, скорее наоборот. Мы наблюдаем чудовищную деградацию, затрагивающую все пласты жизни. Вспоминается Ф.М.Достоевский и его знаменитая глава из книги «Братья Карамазовы» - «Великий инквизитор». Действительно, свобода, принесённая Христом – тяжкий дар. Человек не способен ею распорядиться и тратит драгоценные часы досуга на бездумную отключку.

 

Тайная вечеря

Тайная вечеря Взят и неожиданно подан один из самых распространенных в европейской живописи мотивов. Ракурс сверху позволяет не только по-новому взглянуть на ключевой евангельский сюжет, но и каждому человеку в пределах реального времени принять участие в космической евхаристии. В центре – Христос как ось мироздания, как Хлеб жизни и как небесное тело. Он же есть точка духовного пути, сотворения мира, Первый и Последний, Начало и Конец. Начало нового летоисчисления и нового искусства…Итак, от чёрного квадрата к белому кругу, наполненному богатством содержания, взятого из Книги Жизни.

 

Теократический проект

Теократический проект Мы переживаем эпоху постсоциализма, которая является антикапиталистической по сути. Теократический проект есть соединение религиозного горения и воплощённой мечты о справедливом социуме. Без идеологии построить что-либо в России невозможно. Изображение футуристической стройки, где грандиозный невоплощённый архитектурный проект Дворца съездов венчает знаменитая статуя Христа, обнимающего весь мир.

 

 

Твердь

Твердь Работа посвящена второму дню сотворения мира. Твердь представляет собой Голгофу, водораздел между Ветхим и Новым Заветом. С высоты этой тверди (Голгофы) начинается подлинная диалектика, способность разделять всякую категорию и, соединяя, находить Истину.

 

 

Терновый венец

Терновый венец Тернии – фигура, обозначающая стеснённость разума шипами нечистого мышления. Терновый венец ассоциируется с колючими зарослями Гефсиманского сада, где Христос как человек просит Господа пронести мимо чашу страдания, понимая, что он обречён на мученическую смерть. Бог побеждает в этой жестокой внутренней борьбе, в которой нет поддержки, ибо все ученики спят. Гефсимания выступает как духовная Голгофа, предшествующая распятию. Увенчанный тернием ради глумления Сын Божий есть несмываемый позор «мира сего». Оправдать падший мир можно только с христианских позиций, ибо такое бесчестие, когда распинается Учитель Жизни, смывается только кровью, Кровью Христовой.

 

Только не я

Только не я Иллюзорное небо современной жизни предстаёт в виде плоского экрана, транслирующего нескончаемый поток жестокости, агрессии, неправды и приучает сознание к подобному зрелищу. Зритель хочет ещё и ещё ужаснуться, возмутиться и похохотать над чужой глупостью. Это приманка, расставленная на человеческие души заманила в свои сети богатый улов. Время, отпущенное человеку на покаяние и принесение добрых плодов, расходуется в пустоту. Человек превращается в зрителя не только у своего экрана. Он добровольно отказывается от господства над миром, малодушно заявляя: «Только не я!»

 

Триумф женственности

Триумф женственности Поклонение красоте и как высшему её проявлению, женственности – источник непреходящего вдохновения. Красота, разлитая в мире – вечна. Отсюда изображение павлина – символа вечности в христианской культуре, птицы, не знающей тления. Никакие эталоны и параметры не в состоянии измерить и описать красоты, коей Бог наделил добрую половину человечества.

 

Троица

Троица Троица (католическая). Эта работа является собирательным образом, основанным на европейской живописи. Бог-Отец ассоциируется с Законом, Сын связан с распятием, Дух святой есть единство Отца и Сына. Центральная фигура Христа в красном хитоне символизирует крестный Путь и Распятие.

 

 

Фарисеям и книжникам

Фарисеям и книжникам Есть место в Евангелии о книжниках и фарисеях, имеющих ключи от Царствия Небесного, в которое сами не идут и других не пускают. «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф 23:3). Фарисейское сознание – это почти всегда хитрость, удобный компромисс с самим собой, между тем как настойчивый и последовательный поиск Истины непременно приведёт к её отысканию. Люди не хотят меняться, не хотят умирать в старом качестве, посему Христос говорит, что Он пришёл к мытарям и грешникам, а не к праведникам, не имеющим нужды в покаянии.

 

 

Хождение по водам

Хождение по водам Хождение по водам – это длительный процесс освоения основных положений Писания, сопоставление противоречивых моментов и выявление спасительной Истины. Работа посвящена апостолу Петру, который вслед за Иисусом Христом пошёл по водам (а вода в Библии – фигура, обозначающая Слово божие). И Пётр, шествующий по водам, оглянулся на противный ветер – увлёкся другим учением и стал тонуть. Он отвернулся от Истины и стал приклонять ухо к другим учителям.

 

 

Хрупкая женственность

Хрупкая женственность Коллаж перекликается с работой «Рождение Афродиты». Призыв к мужчинам, изнеженным цивилизацией физически и огрубевшим, очерствевшим душой. Необходимо прочувствовать, насколько хрупка и беззащитна женская природа, облачённая в стальные латы медийно-технических средств и прикрывающаяся щитом наносного феминизма. Мы все дети природы, но женщина сродни пышно цветущим растениям, в мужчине более актуализировано животное начало. Духовная работа ведёт человека к усвоению лучших женских и мужских качеств при ярко выраженной собственной половой идентификации, то есть формирует Андрогина. Когда Христос проповедовал: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, а пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), он говорил о слиянии в духовном лице исправленной женской и мужской природы.

 

Частные проявления объективной свободы

Частные проявления объективной свободы Частные проявления объективной свободы Существует три рода свободы: субъективная, Объективная и Абсолютная. Объективная свобода является отрицанием человеческого произвола. Для обывательского понимания выглядит как несвобода человека, поскольку попирает его своеволие и каприз. Находясь в лоне Объективной свободы, подвязавшийся усваивает всеобщую волю. Последняя находится в конфликте с невозрождённой человеческой природой. В ситуации Объективной свободы даже не очень храбрый человек способен на героический поступок. В данной работе Объективная свобода показана на перемене мужских и женских функций.

 

Что ходили вы смотреть?

Что ходили вы смотреть? Это распятие работы Матиаса Грюневальда наиболее соответствует положению Библии «обезображен паче всякого человека и лик ужасен Его». Христос показан с немецкой жёсткостью, что наиболее правдоподобно. Поскольку орудие пытки и пригвождённый к нему мученик – само по себе жуткое зрелище, и вместе с тем кульминация христианской космогонии, часто распятие подаётся живописцами не как вселенская трагедия, а как ключевой сюжет новозаветной истории, где Богочеловек исполнен смирения, благоговения и всепрощения. К Кресту прибит грех мира, который взял на себя Христос. Грех из понятия не может быть прекрасен, не говоря уже о невыносимых страданиях, искажающих лик человеческий. В коллаже изображается толпа любопытных, спешащих засветиться у интересного события.

 

Чудо святого Георгия о змие

Чудо святого Георгия о змие Теория относительности Альберта Энштейна, перенесённая из области точных наук на всеобщий философский принцип напрочь смела иерархию духовных ценностей. Всё оказалось рядоположенным. В рассуждениях стали опираться не на знание, и даже не на духовные авторитеты, а на собственное мнение. Такое «собственное мнение», не отягощённое образованием и годами мыслительного труда, легко формировать. Создаётся иллюзия, что самостоятельное мышление даётся даром, чуть ли не вкладывается в человека с рождения. В действительности, зомбированное сознание не в состоянии родить ничего, кроме набора избитых штампов. Истина не стоит наряду, она – центр мироздания, вокруг которого всё вращается. Частное ложное мнение разбивается с позиции Метода. Так в русской иконографии поражается в голову змий, пронзённый копьём святого воина.

 

Широкая масленница

Широкая масленница Загадка русского человека – в удержании в себе крайне выраженных диаметрально противоположных начал. Это касается отдельных людей и народа в целом. Русский сфинкс – глобальное противоречие, удержанное в единой категории. Мы – люди крайностей. В старину поминки заканчивались народным гулянием, а праздник был немыслим без популярной забавы – кулачных боёв. В недавнем советском прошлом научный атеизм, неистово боровшийся с религией, сам по многим параметрам напоминал религиозное учение с его плеядой святых, обожествлённым вождём, учением о светлом будущем, моральным кодексом строителя коммунизма, советской атрибутикой.

 

Эра творчества

...и на земле как на небе. Эра творчества "...и на земле как на небе"
Согласно Иисусовой молитве «да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6:10). Правда Божия осуществляется на земле, и не после смерти, а пределах жизни, подаренной Богом. Жизнь есть величайший подарок Бога человеку. В пределах жизни он должен реализоваться и достичь Абсолюта. Были люди, которые по их собственному утверждению, всё успели. Это апостол Павел, Григорий Сковорода, Гегель… Между тем как религия учит иному, что земное существование есть лишь подготовка души к переходу в небесную обитель. Спасение, как проповедуют священнослужители, осуществляется в момент физической кончины истинного верующего. А вот что говориться о спасении в Новом Завете: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4). Вспоминаются слова Христа, отвечающего на вопрос о воскресении мёртвых: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мк 12:27). У человека, живущего ради Бога и Истины, меньше греховных соблазнов, сильнее связь с природой и всеми живущими, энергия направлена на созидание, а не на борьбу с пороками, большее дорожание драгоценным временем, которое он не переводит в денежный эквивалент, ибо человеческая жизнь по- прежнему бесценна.

Это не случайность

Это не случайность Современная цивилизация запустила механизм саморазрушения и самопоглощения. Культура продолжает перемалывать самоё себя, пережёвывая уже переваренное. Эпоха ремейков и пародий, паразитирующая на созданном идейными людьми культурном наследии. И это не случайность. Необходима передышка, ситуация безвременья, дабы выработалась, созрела и оказалась востребованной новая универсальная Идея.

 

Великая русская революция. Первое отрицание

Это не случайность Распятый на русском косом кресте – пулемётной ленте всеобщий человек как символ становления нового мира… Русская революция, по мысли Николая Бердяева, имеет религиозный смысл. Церковь с её идеей долготерпения, перманентного покаяния и спасения ветхой души оказалась неспособна утвердить Правду Божию на земле. Тогда за дело берутся силы зла и, бросая вызов отвращающему свой лик Творцу, разрушают старый мир до основания. Евангелист с книгой отходит на задний план. Перед зрителем, взятым на прицел, разворачивается историческая драма окрылённого новой посюсторонней идеей народа, испытавшего своё невиданное величие и падение. Бело-чёрный окрас зебры как символ неразрешённых, растянувшихся на столетие противоречий… Небо окрасилось в кровь, живые и мёртвые стенают и рвутся в последний бой за вечное утверждение принципов вселенской правды и справедливости.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира