Музей одной картины

Проект направлен на реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», поставившей проблему корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий воспитания, учитывающих современные социальные реалии и адекватных геополитической ситуации в мире. Проект предполагает не просто обоснование эстетической и патриотической ценности выбранных картин, а исследование мировоззренческой, этической, социальной, аттрактивной, эмоциональной, идентификационной и даже драматургической сторон заявленных произведений. Проект утверждает метод идейно-образного прочтения художественного произведения, направленный на преодоление постмодернистского мировоззрения, не способного к целостному восприятию мира.

Цель проекта:

формирование патриотических качеств личности через приобщение учащихся к идейно-образному (эстетическому) содержанию картины

Задачи:

уточнить понятие «музей», дать представление об эстетике, её категориях и эстетическом идеале; познакомить учеников со стилями в живописи; предложить алгоритм идейно-образного (эстетического) постижения живописных полотен; провести анализ предложенных картин; собрать материал для виртуального Музея русского патриотизма XIX-XX вв. (название условное).

Формы работы:

Планируется хронологический путь исследования русской живописи: от середины XIX века до второй половины XX в. Привлекаются общенаучные методы: исторический, логический, системный и синергетический. Кроме того, мы не забываем классическую триаду при анализе произведения: тезис, антитезис, синтез.

Предлагается диалоговая подача материала. Поскольку в каждой из предложенных картин есть скрытая драматургия, необходимо выстроить проект как диалог 3 героев: учителя и двух учеников 9-10 класса (мальчика и девочки). У каждого своя роль: учитель как наставник, видящий скрытый смысл произведения и вопросами пробуждающий интерес учеников; мальчик проявляет интерес к внешней стороне происходящего (историческая обстановка, сюжет, жесты, одежда, оружие и т.д.); девочка эмоциональна и тонко чувствует позицию и мастерство художника.

Перечень произведений:

1) «Ветка» А. Иванова как символическое произведение о поисках человеком духовной опоры;

2) «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова как рассказ о Сергии Радонежском;

3) «Богатыри» В. Васнецова как романтическая картина о защитниках Руси;

4) «Илья Муромец» М. Врубеля как произведение о коренных основах патриотизма;

5) «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова как историческая картина о путях развития России;

6) «Петр I» В. Серова как модернистское произведение о смысле переломных эпох в истории России;

7) «Оборона Петрограда» А. Дейнека как рассказ о защите новых идеалов;

8) «Победитель города» П. Филонова как авангардистское произведение о насилии;

9) «Фашист пролетел» А. Пластова как картина о Великой Отечественной войне;

10) «Шар улетел» С. Лучишкина и «Утро» Т. Яблонской как два контрастных произведения о жизни в СССР.

Планируемые результаты:

· Повышение общей культуры, основанное на знаниях о времени создания произведения, о духовном самосознании русских в данный период, о биографии художника, об эстетических достоинствах и патриотическом содержании художественных произведений.

  • Формирование чувства сопричастности тем событиям, о которых повествуют художественные произведения, и тем смыслам, которые они в себе содержат.
  • Расширение эстетического опыта на основе развития способности к восприятию художественного произведения.

Целевая аудитория:

юношество.

Руководитель проекта:

Смирнова Лариса Петровна, культуролог, филолог, историк искусства, канд. пед. наук

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира