Русская Идея как абсолютная ценность

Предельно кратко и в то же время удивительно точно суть русскости (т.е. Русской Идеи) выражена в афоризме русского пророка Достоевского: «русский постольку русский, поскольку он всечеловек». Иными словами, в русском мировосприятии человек рассматривается не со стороны его особенности, а в его всеобщности – как человек вообще. Множество разнообразных проявлений индивидуального, коллективного, национального характера есть лишь образы, в которых явлен этот всеобщий человек.

С позиции всечеловека всякие национальные особенности равны в своей несущественности, и такой космополитический подход является существенной особенностью, определяющей русский национальный характер.

Национализм – это любовь к своему, отличному от других, особенному. Но в чём выражается национальная привязанность русского человека, если его особенность «только и означает стать братом всех людей»? Если «мы любим всё – и жар холодных числ, и дар Божественных видений, нам внятно всё – и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений»? Если мы способны одинаково ярко проявлять и кавказский темперамент, и нордическую невозмутимость, и западную смекалку, и восточную чувствительность? Если нашему сердцу милы и родные берёзки, и «бескрайнее поле своё», и скалистые горы, и тундра и тайга, и сопки Манчжурии? Всё это для нас – своё, родное и любимое.

Эта русская особенность – любить всякое особенное в братском отношении ­– является уникальной и неповторимой, достойной заботы, взращивания и распространения на весь мир. Она не может не быть предметом восхищения и стремления для всякого светлого человека, а обладание ею – достаточное основание для вдохновения и восторга («Мы – русские! Какой восторг!» А.В.Суворов)­. 

Последовательная русская всечеловечность порождает подлинный русский национализм – не любовь к своей маленькой частной особенности, а любовь к этому всечеловеческому взору на мир, который нельзя поставить наряду с иными подходами, это – любовь к русскости как к всеобщей идее.

Здесь суть того, что И.Ильин назвал сверхнационализмом, но более точно выразил современный русский философ ВладиМир в термине «супернационализм», когда любовь, возвышаясь над узконациональным интересом максимально проявляется по отношению к этому возвышенному национальному интересу – быть в родстве со всеми людьми, когда космополитическое великодушие сочетается с лелеянием своей великой национальной души.

Поэтому русского национализма не следует стесняться, а тем более, подавлять, но – всемерно поддерживать и культивировать. Разумеется, речь идёт о здоровом, подлинно Русском национализме – Супернационализме (который «супер» – не только по силе выражения, но и «супер» как «сверх»-национализм, поднявшийся до Христовой заповеди: «возлюби ближнего как самого себя»)

о перспективах Русского государства – о Святой Руси как матери гармоничной «семьи народов», извечном русском идеале земного Царства, реализующего в своём социальном устроении принципы Святой Божественной Идеи – всечеловеческой Русской Идеи. Когда мы говорим о «народе России» мы имеем в виду все народы, притянутые русским умонастроением, подверженные его влиянию, т.е. по сути говорим о русском народе, включающем в свою орбиту и другие единодушные с ним этносы. Это не смесь племён и не мультикультурный конгломерат, но сообщество, имеющее чёткую духовно-национальную цементирующую основу – Русскую Идею, русскость. Таким образом народ России – это именно русский народ и никакой другой, о чём всегда необходимо помнить. Принципиально важно при рассмотрении национальных и государственных вопросов, говорить не о России, не о «россиянах», а о русских и о Руси. Более того – рассуждая

т.е. Русская Идея.  Термин «россияне», а по большому счёту и «Россия» в контексте сегодняшнего дня являются вредными для дела возрождения Отечества, поскольку запутывают, отвлекая от ключевого момента – духовно-культурного, каковой есть русскость, сущностная сторона нации. Индивидуальные особенности могут быть различны в любом народе – есть везде и хорошие люди, и не очень. Но общий дух национального коллектива, принципы организующих его связей, накладывает отпечаток на всех его членов. Этот общенародный дух, эти принципы и есть национальная идея –

Русскость как идея господствует на всём пространстве Русского Мира, в той или иной мере проявляясь в каждом его обитателе, несущем определённую «частичку русского чувства» (Н.Гоголь).

Русская Идея братского единения всех людей в высшей Правде является всеобщей и абсолютной ценностью, и в то же время – национальной святыней.

В полной мере она воплощена только в тех представителях нации, кому оказалось под силу совершить величайший духовный подвиг – стать до конца Русским Всечеловеком, подлинно братом всех людей – в нравственной Элите русского народа.

Продолжая откровение пророка можно сказать так: «человек настолько человек, насколько он Русский». Русский дух, дух Русской Идеи способен возвышать до «воистину Божественных пределов», освящая вместивших его людей и пространства. Поэтому обладание всей полнотой русскости – это обладание святостью, и наоборот – только нравственно очистившийся, освятившийся человек может стать полновесным вместилищем этого всечеловеческого содержания.

Русская духовная Элита – хранитель и утвердитель русской народной основы – его Идеи. Она есть мозг и уста нации, честь и слава нации, а главное – духовная сила нации, без которой невозможно созидание подлинно русского социального организма.

Никакие организационные умения, никакие политические навыки, никакая изощрённость ума, а тем более – амбиции и манипуляции не приведут к благому результату в обустройстве Русского государства.

Только собравшаяся воедино Элита Святых русской земли – по-настоящему и до конца Русских людей – способна принести мир и благоустроение не только Русскому Отечеству, но и всему миру через преображение его в Русский Мир.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира