Чувство справедливости как источник движения

Справедливость как чувство (а она проявляется именно как чувство, т.е. не может осознаваться как понятие, будучи  в не проявленном состоянии) обнаруживает себя как реакция на несоответствие идеалу и в своем действии как стремление к совершенству.  

Этимологически понятие справедливость происходит от латинского соединяться. Это говорит о том, что эта категория появляется как регулятор общественных отношений. Она контролирует равновесие между индивидуумом и обществом через определенные фильтры, такие как: право, порядок, гармония, свобода, равенство. Чем выше общественный идеал, тем больше критериев соответствия ему.

На первый взгляд может показаться, что интересы индивидуума и общества не совпадают. На самом же деле, именно в обществе человек может быть поистине защищен, реализован, свободен. Механизм реализации гармонических взаимоотношений человека и общества заключен  в усвоении всеобщего идеала, в понимании единой цели общественного и исторического развития и осознания одной судьбы. Без принятия этих принципов индивидуум не может реализоваться в полной мере. Именно поиск гармонии, поиск принципа равенства неравных возвышает человека над своим особенным. Результатом усвоения всеобщего особенным является стремление к воплощению этого нравственного общественного идеала.

Можно сказать, в русском понимании идея справедливости сама по себе и есть идеал. Таким образом, она  является средством  с точки зрения чувства и целью с  точки зрения понятия - одновременно.

Иными словами справедливость равно разумность, органичность. Русская идея о справедливом социальном устройстве это идея построения единого социального организма. Как и в человеческом организме нет ничего лишнего, так и в социальном организме гармонично реализуется принцип равенства неравных, где каждый член общества воспринимает свой труд как вклад в общее дело. Неравенство в возможностях компенсируется этим осознанием. А равенство в реализации потребностей возводит социальную справедливость до Божественной.

Виноградова Е.В.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира