Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства

Заславская Е. А.

Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Луганск, ЛНР

 

Свобода и несвобода человека в обществе тесно связаны с контролем. Отсутствие контроля в современном понимании представляет собой свободу, а контроль той или иной степени охвата человеческой жизни во всех культурах предполагает несвободу. В современной западной культуре старые формы контроля разрушаются с приходом информационных технологий, однако им на смену приходит не свобода, а новая зависимость. Какие культурные причины приводят к этому? В докладе будут рассмотрены основные этапы разрушения старой системы контроля в западных странах и предложена попытка решения проблемы. 

Концепция самоконтроля общества «паноптизм» была сформулирована французским философом Мишелем Фуко  в труде «Надзор и Наказание». Саму идею паноптизма Фуко позаимствовал у английского философа Иеремии Бентама, который разработал архитектурный проект идеальной тюрьмы «Паноптикум», где камеры предполагалось расположить по кругу, а в центре поставить башню для постоянного наблюдения, таким образом, заключенные были бы уверенны, что за ними  постоянно наблюдают и стали бы сами контролировать собственное поведение [6].

В разной форме идея самоконтроля общества присутствует в разных культурах, не являясь специфическим достоянием западного общества. Одна из последних попыток ее реализации имела место в Китае.

В 2017 году в отдельных городах Китая начала работать система социального рейтинга (Social Credit Score или SCS).  Эта система представляет собой – систему оценки отдельных граждан или организаций по различным параметрам, значения которых получаются с помощью инструментов массового наблюдения и использующих технологию анализа больших данных. Китай стал первой страной, которая планирует внедрить  эту систему к 2020 году с целью «построения гармоничного социалистического общества».

Эта система тут же вызвала критику из-за схожести с режимом диктатуры. «С помощью SCS китайское правительство фактически убьет двух зайцев одним выстрелом: они смогут продвинуть и навязать обществу свое представление о «социально приемлемом поведении» и одновременно с этим получат возможность контролировать все аспекты жизни граждан».- отмечает ресурс Иносми [3].

Таким образом, система паноптизма реализуется в современном китайском обществе с использованием новейших информационных технологий. В западных странах борьба за свободу человека от контроля общества имеет давнюю традицию в буржуазной культуре.

Одним из критиков идей паноптизма стал французский философ Жан Бодрийяр, который призывает нас в свидетели конца перспективного и паноптического пространства и отмены спектакулярного. Доказательства конца паноптизма Бодрийяр приводит на примере эксперимента с семьей Лаудов, ставшей пионером реалити-шоу, в современном его понимании.   Во время съемок, которые длились семь месяцев (триста часов прямого вещания)  семья распадается.  Философ  задается вопросами: виновато ли в этом телевидение и что было бы, если бы там не было телевидения? И находит ответ: «так, будто телевидения там не было» эквивалентно «так, будто телевидение там было».

По мнению Бодрийяра, мы больше не находимся в обществе спектакля, о котором говорили ситуационалисты, потому как спектакль предполагает зрителей, и актеров, в то время, как сейчас  каждый сам себе и актер, и зритель. Происходит  смещение медиума с месседжем: «The Medium is the Message», согласно теории М. Маклюэна.  [2, с.46].

В результате, как утверждает Бодрийяр, в западной культуре «больше не существует ни субъекта, ни фокальной точки, ни центра или периферии: чистая флексия или круговая инфлексия. Больше не существует ни насилия, ни надзора – одна лишь «информация», скрытая вирулентность, цепная реакция, медленная имплозия и пространственные симулякры, в которых еще имеет место эффект реального» [2, с.45-46].

Телевизионный глаз больше не является источником абсолютного наблюдения, и идеалом контроля больше не является идеальная прозрачность [2, с. 45]. Деконструкция идей прозрачности и контроля, наблюдателя и наблюдающего, актера и зрителя продолжается в западном искусстве в течение XX-го века.

Американский скульптор Христо Явашев и его жена  Жанна Клод Гийебон в середине прошлого века  прославились своими работами, в которых «упаковывали» различные объекты – вначале мебель, пишущие машинки,  автомобили,  а потом разные здания, музеи, Рейхстаг, мосты, парки, плотины и даже целые острова. На проект такого масштаба, как упаковка Рейхстага, ушло 25 лет [7].       

Христо говорил: «Никому не нужны упакованные деревья, скульптуры, здания. Никто не заказывал подобное. Они существует только потому, что этого захотел я».

Другой значимой для Христо и Жанны-Клод идеей была демонстрация свободы и иррациональности: их произведения ни от кого не зависят и никому не принадлежат. «У них нет причин на существование кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода – самый главный компонент этого проекта. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода – это враг обладания, а обладание равно статичности...».

И если Христо и Клод скрывают от нас предметы,  то дизайнер Робер ДуГренье  создает «крабитаты»:  стеклянные раковины для крабов-отшельников, которые живут более двадцати лет. Он имитирует точную внутреннюю форму оболочек природы в каждой из своих стеклянных раковин, выполненных вручную, после спиральных образований, которые вмещают контуры тела краба [1].

Таким образом, разрушение пары наблюдатель – наблюдающий активно осуществляется средствами искусства вплоть до наших дней. В наше время эти идеи получают возможность реализоваться также в информационном пространстве Интернета.

Рассмотрим  в этом ключе феномен «сэлфи». В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. Это автопортрет, который выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, с целью самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram [5].

За последние 5 лет сэлфи прочно вошло в культуру и стало неотъемлемым элементом не только  информационного, но и художественного  пространства. Например, в Москве в 2016-м году прошла выставка «Общество в зеркале автопортрета»  [4].  Куратор выставки отмечает, что несмотря на распространенность феномена он все больше упрощается его художественное содержание: однотипные позы, мимика, жесты. С исчезновением художественности остается чистая информация - кто, где, с кем и когда находился. Это и есть та информация, за которой охотились системы контроля до виртуального общества.

При анализе этого феномена оказывается что информация, которую раньше было трудно получить и получение которой воспринималось как недопустимое вторжение  в личное пространство  сейчас предоставляется добровольно и в рамках социально одобряемых практик.

Западное общество крайне болезненно реагирует на попытки государства вмешаться в личную сферу граждан, но совершенно лояльно относится к тому, что личная информация используется бизнес-корпорациями и  торговыми компаниями. Таким образом, методы контроля стали тоньше и не включают прямое принуждение, но используют манипуляцию общественным сознанием и пиар технологии.

С разрушением границ между наблюдателем и наблюдаемым  Паноптизм не   исчез, он трансформировался.

 

Литература

  1. Crabitats — искусственные раковины для крабов-отшельников // Novate. URL: https://novate.ru/blogs/010812/21234/ (дата посещения 4.12.2018)
  2. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции : [пер. с фр. А. Качалова]. М. : ПОСТУМ, 2018. 240 с.
  3. Галеон Д., Берган Б. Китайская «система социального рейтинга» будет определять ценность людей  //  Иносми.ру. 20.02.2018.   URL: https://inosmi.ru/social/20180220/241513806.html (дата обращения 4.12.2018)
  4. Горбачева О. Художники воспели феномен селфи // «Московский комсомолец». 2 августа 2016 г.  №27166.
  5. Погонцева Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен  // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). URL: http://ekoncept.ru/2013/13263.htm (дата обращения 4.12.2018)
  6. Постмодернизм. Словарь терминов.  М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). INTRADA. Сост. Ильин И. П.. 2001.
  7. Садовскова С. Упаковка или искусство? Христо Явашев // Ярмарка мастеров. 02.10.2013.URL:https://www.livemaster.ru/topic/430607-upakovka-ili-iskusstvo-hristo-yavashev (дата посещения 4.12.2018)

 

Информация для контакта:

Заславская Елена Александровна, +380956227319, zaslavskaja@gmail.com

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира