Диалектика абсолютной свободы в летающей скульптуре «Franchise Freedom»

Заславская Е. А.

Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Луганск, ЛНР

Свобода базовая человеческая ценность. Только будучи свободным, человек может быть счастливым. Однако достигать счастья и бороться за свободу человек может только в обществе, которое и устанавливает рамки того, где кончается свобода одного человека и начинается свобод другого. Однако эти границы устанавливаются не только уголовным кодексом, но и культурно-ценностными ориентациями общества, в котором действует человек. Противоречия между заданными ценностями и собственными желаниями, внешний контроль общества и самоконтроль личности делают ли свободу иллюзорной? Ответы на эти вопросы ищут не только философы, но и люди искусства.

Современный философ М. С. Кальнейисследуядихотомию личность-общество определяет свободу как права личности действовать по собственному усмотрению, самостоятельно определять свои жизненные цели и позиции, нести за них ответственность – т. е. свобода определяется как отсутствие внешних ограничений, прежде всего со стороны общества и государства. Кальней также указывает, что при этом обратной стороной свободы личности от обязательств перед обществом является деконструкция механизмов социальной поддержки [2, с. 117]. Один из механизмов реализации социальной поддержки является внешний контроль над личностью. Однако нарядус внешним контролем существуют и более тонкие механизмы подержания социальных структур общества. В таких случаях индивид следует своим желаниям, влечениям, сам ставит себе цели и творческие задачи, но его мотивации сформированыв обществе путем перформативного следования социально-одобряемым образцам поведения, которые задаются медиа, индустрией развлечений, сетевым общением В силу этогодеятельность индивида поддерживает социальные структуры, не разрушая их. Эта диалектика свободы проявляется в разных феноменах современной культуры и произведенийсовременного искусства.

Ярким примером преломления противоречий которые диктует личная свобода индивидуума, является творчество голландской студии DRIFT. В их работах реализуется новый подход к проблеме свободы человека и контроля в информационном обществе.

Студия DRIFTбыла основана в 2007 году выпускниками Академии дизайна в   Эйндховене Лоннеке Гордайн и Ральфом Наута. Работыих занимают уникальное место на стыке таких дисциплин, как техническое искусство, перформанс и биодизайн.

В своих проектах голландские дизайнеры изучают алгоритмы природных явлений и с помощью современных технологий переводят эти данные в поэтический, медитативный опыт. Для реализации своих творческих идей студия DRIFT сотрудничает с учеными, программистами, инженерами и другими специалистами из сферы точных наук.

Рассмотрим летающую скульптуру «Привилегия свободы» – «Franchise Freedom» как произведение искусства, наиболее ярко иллюстрирующий дихотомию свобода-общество.

Скульптура «Привилегия свободы»  – это, пожалуй, самый сложный проект студии DRIFT на сегодняшний день. В течение десяти лет художники работали над тем, чтобы смоделировать поведение стаи птиц с помощью технологий. Премьера проекта состоялась в отеле Faena во время фестиваля Art Basel Miami Beach в 2017 году [7].

Вот как описывает увиденное журналистка Мария Дидеро: «Рой дронов летел над Атлантическим океаном: радиоуправляемая стая, ее фантастический, но реальный и заслуживающий доверия танец, воссоздал полет птиц, когда они вместе двигаются в небе...». По мнению Марии Дидеро авторам удалось возвысить свои крылатые машины до существ  могущих чувствовать, подобно людям [5].

Итак, скульптура «Привилегия свободы» состоит  из сотен беспилотников, имитирующих полет стаи птиц.  Каждый беспилотник представляет собой дрона с источником света внутри. Их полет создает непрерывно меняющийся художественный объект в небе, которое таким образом превращается в художественное пространство.  Чтобы создать работу «Привилегия свободы», студия DRIFT изучила естественные схемы полета скворцов и перевела их в программное обеспечение, специально разработанное и встроенное в дроны. Дроны руководствовались специально созданным алгоритмом, который одновременно допускает как индивидуальный выбор, так и движение всей группой. Инновационная технология позволила создать в небе трехмерное изображение, которое можно рассматривать под разными углами. Движение дронов  сопровождалось музыкой, написаннойи исполненной композитором Джоупом Бевингом.

О том, как возникла идея создания проекта,  его авторы Лоннеке Гордайни Ральф Наута рассказали журналистке Марии Дидеро: «Наше увлечение началось с наблюдения за скворцами. Нас восхитила  красота поведения стаи, но затем возникли вопросы. Почему эти птицы ведут себя так, что ими движет? Мы рассматривали птиц как символ свободы, но, проводя с ними больше времени, глядя на их скопления, мы начали задаваться вопросом, действительно ли они свободны? Ведь каждая птица должна мгновенно реагировать на движения всех своих соседей, чтобы находиться в стае....» [5]. Действительно,  способность летать и не подчиняться гравитации – это лучший способ быть свободным. Но в то же время поведение стаи во многом определяется всевозможными правилами. Так Наута  сравнил поведение птиц в полете с коллективным разумом [4].

По замыслу авторов произведение «Привилегия свободы» как раз и  должно демонстрировать противоречие между индивидуальной свободой и безопасностью. «Произведение искусства представляет собой поэтическую иллюстрацию того, как мы, люди, стремимся жить автономно в обществах, определенных правилами и соглашениями. Хотя шаблоны кажутся случайными, и впечатление от такого роя может напоминать нам о свободе, поведение этих птиц полностью организовано и подчиняется многим правилам и инстинктам выживания… Если бы каждая птица действовала самостоятельно, результатом был бы полный хаос. Как и птицы, люди находят безопасность в группе, и в то же время они вынуждены действовать в соответствии с набором правил, по которым функционирует общество. Тот, кто выбирает полную индивидуальную свободу от этих правил, вынужден действовать вне общества. Каков идеальный баланс между двумя этими понятиями? Является ли свобода иллюзией?» – задаются вопросом авторы проекта [6].

  •  

Деятели искусства задались целью показать, что такое абсолютная свобода, которую они понимают как следование субъекта своему сиюминутному желанию и стремлению. Они показали, что такая свобода в обществе иллюзорна. Однако так понятая свобода не является подлинной свободой человека, следование каждому спонтанно возникшему желанию делает человека игрушкой инстинктов, не освобождает, а порабощает его. Человек живет в обществе, от общества он получает свои идеалы и ценности, в соответствии с ними человек ставит свои цели и выбирает методы их достижения. И в этой целенаправленной деятельности и проявляется подлинная человеческая свобода, которая, таким образом, возможна только в обществе.

 

Литература

http://www.studiodrift.com/.  видеоряд

  1. Ищенко Н. С. Перформация как стратегия управления в обществе постмодерна [Электронный ресурс] // Материалы круглого стола «Развитие современного мира от индивидуальной свободы к свободе всеобщей». 13.03.2019 г. Москва, Центр этики и эстетика Русского мира.  URL:   http://russduh.ru/publikacii/performaciya_kak_strategiya_upravleniya
  2. Кальней М. С. Идеал свободы и характер его влияния на проблемы взаимодействия личности и общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015.  № 4 (8). С. 117-122.
  3. Botz А.  Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature [Electronic resource] // FvF Productions. 16.01.2018.  URL:   https://www.freundevonfreunden.com/interviews/studio-drift-are-advancing-ai-technology-in-the-arts-by-simulating-nature-and-its-not-as-simple-as-it-sounds/
  4. Boucher B. A. Swarm of Drones Is Performing a High-Tech Version of the Flight of the Starlings at Art Basel [Electronic resource]   //  Artnet News.  6.12.2017. URL: https://news.artnet.com/art-world/drones-art-basel-miami-beach-1168901
  5. Didero  M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable [Electronic resource] // Domus. 25.01.2018. URL: https://www.domusweb.it/en/design/2018/01/25/studio-drift-dream-big-and-think-of-the-improbable.html
  6. Drift: FRANCHISE FREEDOM: an aerial sculpture by studio drift [Electronic resource]  / Drift. URL:http://www.studiodrift.com/work/#/franchise-freedom/
  7. Nayeri F. In Miami. It’s a Bird. It’s a Plane. It’s ... a Flock of Drones?  [Electronic resource]  //  The International New York Times.  5.12.2017.  URL: https://www.nytimes.com/2017/12/05/arts/flock-of-drones-art-basel.html

 

Информация для контакта:

Заславская Елена Александровна, +380956227319, zaslavskaja@gmail.com

 

 

 

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира