Движение к идеалу свободы в образовании и феноменологии педагогической деятельности

Ротман Александра Юрьевна

ФГБОУ ВО Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

город Владимир

 

Телефон 89997109118

E-mail: sascha.farafonowa@yandex.ru

 

 

Тезисы:

Аннотация

Феномен педагогической деятельности всегда представлял интерес для ученых, работающих в различных отраслях педагогики. Труды Э. Гуссерля, профессора А.-Т. Тименецки, феноменологическая педагогика, феноменологически ориентированная методика позволяют наиболее широко рассмотреть свободу в образовании и педагогической деятельности. Обращение к феноменологии обусловлено способностью данной области научного знания изучать, описывать и превращать на уровне конкретной личности деятельность сознания как основу ее саморазвития в контексте самоорганизующегося знания.

Проблема

Актуальность феноменологии педагогической деятельности в образовании обоснована необходимостью понять, а также разрешить конкретные переживания в вопросах воспитания индивида, ответить выяснить как в образовательном процессе формируется общее поле переживаний и понимания, дающее учащемуся среду его личностного роста. Схожесть понятий феномен, феноменологический подход, феноменологический метод, феноменологическая педагогика является достаточно очевидной, а так же предполагает рассмотрение их общности, обусловленной феноменологической философией.

Данные

Понятие феноменология в образовании рассматривалось еще в Х1Х - начала ХХ вв. где четко наблюдается феноменологический подход к выделению педагогически важных феноменов. В рамках этого подхода  употребляются категории «действительность», «жизненный мир», применяются методы качественного анализа в описании и толковании педагогических явлений. Основания привлечения феноменологического подхода для рассмотрения и описания педагогических явлений очевидны.

Следует признать, что феноменологический подход в образовании сохраняет и сегодня свою актуальность. Это распространяется как на школу, так и высших учебных заведениях. Объяснение тому следует искать  непосредственно в феноменологическом учении. Феноменологический подход к образованию, отдавая приоритет данности (das Gegebene), сущему, а не должному, устанавливает структуру усвоения педагогических явлений, состоящую из ряда особых логических шагов (Э. Гуссерль, А. Фишер). Актуальность феноменологии педагогической деятельности в образовании обоснована необходимостью понять, как конкретные переживания воспитывают индивида и как в образовательном процессе формируется общее поле переживаний и понимания, дающее учащемуся  среду его личностного роста. Феноменология концентрирует свое внимание на актуальном переживании происходящего в личностном мире. Данная модель подразумевает индивидуальный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители данного направления отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать обучающемуся проявлять, развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Является необходимость создания условий самопознания и саморазвития каждого учащегося, для большей свободы в выборе и самореализации.

Понятия «метод», «норма» приобретают иной смысл, чем в реальности естественнонаучной педагогики. Они вы­ступают средствами самоорганизации сознания, во - первых, сознания педагога. И только опосредованно, пре­ломляясь в представлении учителем учебного материала, в обсуждении конфликтных вопросов, в определении и преодо­лении проблемных точек во всех ситуациях, где сущест­вуют педагогические отношения, а не управленческий диктат, требуется эмоционально-смысловой анализ явлений, где требуются и нравственные задатки его учеников. Профессор А.-Т. Тименецки справедливо считает, что науки о человеке, и в их числе эстетика, должны найти доминанту в глубинах функционирования самой жизни. По существу, феноменология жизни образования в рамках свободы человеческого состояния предстает обнаружением внутренних механизмов деятельности природы и конструктивного расширения пространства всего живого в неорганической, витальной и культурной сферах. Важно, что способности к самоопределению через эстетико-поэтический, нравственный и рациональный смыслы, характеризуя человеческое состояние, уходят своими корнями в глубины жизни. Сущность и смысл феноменологии педагогической деятельности определяется направленностью учителя на принятие ученика. Принятие другого таким, каков он есть. Это означает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности. «Принять — значит, и доверить, впустить, насколько это возможно в свой внутренний мир и соотносить его поведение и интересы с ин­тересами и поведением ученика».

Библиография

  1. Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  2. Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. – М.: КНОРУС, 2012. -528 с. ISBN 978-5-406-01451-6
  3. Гуманитарные исследования в Интернете. Под редакцией А.Е. Войскуновского. М., Можайск-Терра, 2000.
  4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию: пер. с нем. М.,1988.
  5. Запесоцкий А.С.Образование:философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2003. – 456с.
  6. Куренкова Р.А. Эстетика. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 368 с.
  7. Эстетика – Музыка – Образование (феноменологическая целостность). – Владимир, ВГПУ, 2001. - 308с.
  8. Феноменологическая эстетика музыки. Монография. – Владимир: ВГПУ, 2006. - 344с.
  9. Tymieniecka A.-T. Logos and Life. The passions of the Soul and Elements in the Onto-Poiesis of Culture. – Netherlands,Kluwer Academic Publishers, 1990. – 141c.
  10. Husserl E. Experience and Judgment. Evanson. ILL: North-Western University Press, 1973
  11. Husserl E. General Introduction to Pure Phenomenology. The Hague. Martinus. Nijhoff, 1913.
  12. Wittgenstein L. Philosophical Investigations / Transl. from German original. 2-nd ed. Oxford: Blackwell, 1958.

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира