Эстетика социального бытия

Эстетика по определению А.Ф. Лосева это наука о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира, созданных человеком и природой, она изучает и прекрасное и безобразное и трагическое и комическое, т.е. наука о выражении вообще.

Можно сказать, что Эстетика во всех своих выражениях, является продуктом опыта переживания человека, его осмысленной, прочувствованной формой.

По Гегелю форма есть содержание, она является его другим - овнешненное содержание.

История мирового искусства тому подтверждение. На примере истории искусств мы можем понимать состояние мирового Духа, в своем становлении.

Античное искусство проникнуто постижением красоты природы и человека в своем первозданном проявлении.

Средневековое искусство явилось производным религиозного сознания, с рассмотрением взаимоотношений дольнего и горнего миров, в пользу последнего. Сами артефакты нам свидетельствуют о наличии дуалистичного сознания человека по отношению к Богу. О малости и ничтожности человека перед Богом.

Русское искусство занимает особенное место. В отличии от Западного Средневекового искусства русское – философично в своей основе. Оно, в соответствии с русской идеей, занимается поиском гармонии человеческого и Божественного. 

Русское храмовое искусство, в отличии от европейской готики, явилось примером этой гармонии. Русский храм не устремлен в бесконечную высь, не подчеркивает удаленность человека от Бога, не «давит» своей величественной красотой, являя последнюю. Он является гостеприимным домом молитвы, войдя в которой человек возвеличивается до Бога своими намерениями и устремлениями, возвышается над самим собой, над своей человеческой природой.

Русская икона - уникальный вид искусства, где дерзновение в изображении обуздано молитвенной богобоязненностью. Именно в русской иконе закон обратной перспективы не результат не знания прямой перспективы, а намеренный взгляд на Божий мир глазами Бога, а не человека.

Целью русского религиозного искусства является катарсис – очищение.

Искусство эпохи Возрождения – есть возврат к античному антропоцентризму на более высоком уровне. В центре вселенной человек, но уже как образ Божий, как венец всего сущего – Адам, имеющий потенцию к различению добра и зла.

Именно на примере эпохи Возрождения мы можем увидеть, какую необъятную творческую потенцию несет в себе человек, осознающий свое Божественное происхождение.

Русским аналогом этой эпохи явилось социалистическое искусство – соц.реализм. В центре снова оказывается человек, только дерзнувший построить новый мир без формального Бога. И все же, это искусство светлое, потому что оно русское, т.е. стремящееся к вселенской гармонии. Воспевается человек-творец, человек-герой, осваивающий  и землю и небо в своем дерзновении.

Почему категория «прекрасное» наиболее близка к предмету, рассматриваемого Эстетикой. Прекрасное не есть красота. Оно есть идея красоты в своем ставшем состоянии. По Платону прекрасное есть проявление Божественного начала в человеке.

Таким образом, Эстетика как наука рассматривает и сущность, и форму прекрасного не только в искусстве, но и за его пределами – и в природе, и в жизни человека.

Эстетика социального бытия в свете Русской Идеи рассматривает социум как воплощение эстетического и этического идеала.

Поскольку Русская Идея синтетична по своему замыслу, она стремится к синтезу и в своей реализации, во всех сферах практически-духовного освоения человеком действительности.

Через этот принцип мы рассматриваем социум, со всеми составляющими для гармонизации сферами:

- организация пространств бытия человека в широком смысле;

- организация общественных отношений.

В организации пространств необходимо воссоздать Прекрасное Бытие, по законам Эстетики.

Наиглавнейший принцип  целостности – и с практической, и с философской точки зрения. В основе его лежит правило соотношения каждой части с целым, средства с целью. Целью, в гармонизации пространства является Человек.

В общем итоге этого соотношения заключена соразмерность, баланс, например, природного ландшафта и архитектурных сооружений. В дизайне это соразмерность эргономики и «открытого дизайна», т.е. соразмерность комфорта и дискомфорта, где эргономический комфорт создает необходимое разумное удобство в пользовании предметами, а так называемый «открытый дизайн» мотивирует человека на дополнительное творчество в персонализации организации своего пространства.

Гропиус и Корбюзье были одними из первых архитекторов, поставивших подобные задачи. Возник термин «жизнестроение», содержание которого заключается в космическом единстве человека, технического прогресса и искусства, моделью социальной целостности, социального синтеза.

Односторонность советских архитекторов в построении «нового мира», пренебрежение традицией, рассматривание существующих городов с архитектурной точки зрения как хаоса, отношение к человеку с точки зрения одинаковых потребностей, а значит и одинаковых средств, стали разрушительным для советских мечтателей. Идеи, получившие воплощение, решили некоторые социальные задачи, но не смогли реализоваться в полноте, стать тем эстетическим бытием, способным влиять на сознание и формировать нового человека с большой буквы.

Построение нового социального бытия возможно лишь при актуальном новом сознании, чтобы избежать перекосов, ошибок прошлых начинаний.

Также, для воплощения этой большой задачи, необходимы комплексный государственный взгляд на человека как на Богоносца.

 

Е.Виноградова.

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира