Этапы развертывания Русской Идеи в русской истории

Смыслом и двигателем истории является Божий промысел о человечестве. Бог есть Свет, Разум, Любовь, «ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего…» – сила Его любви есть движущая сила истории, и её исполнение – это цель исторического пути человеческого общества, результат которого – предсказанное пророком Даниилом вечное Божественное Царство[1], в котором собирается слава и честь спасённых народов и исключено всё нечистое (Откр.21:24-27).

Ориентацией на это Царство света, справедливости, Правды для всех людей определяется «стержневая линия» истории. Таковой линией является русская история, в которой народные устремления всегда были исполнены жаждой абсолютно праведного бытия («блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они утешатся»), никогда не успокаивались в смирении перед неидеальностью человеческого мироустройства.

Развитие общества аналогично развитию человеческого индивидуума – оно проходит те же закономерные этапы в своём становлении.

Библейское слово, обращённое к каждому: «в вас должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу» – в этих чувствованиях заключён смысл индивидуального развития, они определяют «стержневой путь» движения человека к совершенству Творца, путь Христа (Который «показал нам пример, чтобы мы шли по следам Его»). В этом чувствовании содержится начало, движущая сила и цель подлинной истории Человека как Индивидуума.

Сейчас, согласно западной традиции, личностное развитие понимается как её усложнение, как приобретение всё больших знаний и впечатлений, социальных навыков, – без какого-либо соотнесения с Высшей целью. Такое же бесцельное развитие представляет сегодня западная цивилизация, зашедшая в этой бесцельности в смысловой тупик.

История Русского Мира, напротив, во все времена пронизана подобным чувствованием – пребывая на земле, «не почитать хищением» устроить царство справедливости, равное Небесному Царству. Благодаря такому народному устремлению русская история предстаёт как история становления этого Царства, оправдывающего всякое движение общественного прогресса.

Поэтому любой период существования русской государственности есть определённая степень приближения к этому конечному результату, к концу истории. Каждый период – одна из форм воплощения Божественной Идеи, но форм исторических, т.е. ещё не завершённых, несовершенных, а потому неизбежно сменяющих одна другую (само движение истории обусловлено выявлением несовершенства наличной формы реализации Идеи, обнаружением её конечности).

Доисторические общины, как бы гармонично и справедливо они ни бытийствовали сами по себе, так или иначе соотносятся с окружающими их соседними обществами. Дальнейшее увеличение и усложнение взаимных связей приводит к неизбежному их упорядочиванию, к необходимости приведения всех к одному наиболее нравственному, наиболее гармонизирующему жизнь образцу в общем государстве.

С возникновением государств, объединивших разнородные сообщества людей в один структурированный организм начинается история – история утверждения на земле небесной Воли. Это первое, самое простое воплощение Божественной Идеи.

Все народы изначально, в соответствии с природой человека (как образа Божия) стремятся к миру, к общинности, к счастливому бесконфликтному общежитию. Но само разнообразие народов, подобное разветвлённому дереву, отражает возможность отклонений от стержневой линии развития человечества. Как Homo sapiens, хоть и имеет общего предка с обезьянами (т.с., общий корень), но продолжил эволюционное восхождения, достигая богоподобия. Обезьяний же род уклонившись от конечной цели эволюции природы, остановился на определённом этапе и представляет теперь её окончательно завершённую (совершенную в своём роде), но тупиковую ветвь.

Аналогично и народы – до тех пор, пока высшая цель живёт в их чувствованиях (как сообществ, а не как отдельных индивидов), они составляют (в совокупности) ствол мирового древа, в ином случае – выпадают из общемирового прогресса и, если не погибают, то существуют как отдельная и бесперспективная (в смысле осуществления божественного предназначения) ветвь человечества.

Уже в самом начале истории народов можно увидеть некоторое разделение на народы в целом мирные, трудолюбивые, и народы поработительского, грабительского, паразитического типа. Такие сообщества рассматривали представителей иных народов не как подобных, равных себе по природе («ибо от одной крови Бог произвёл весь род человеческий, чтобы они обитали по всему лицу земли»), а порой не считали их вообще за людей. Даже самоназвание некоторых племён означает «человек» (тем самым подчёркивая, что остальные окружающие народы к таковым не относятся). Это примеры тупикового отростка эволюции человеческих сообществ (подчеркну – сообществ, а не людей, их составляющих), что история показала не раз (они либо погибали, растворяясь в других культурах, либо выживали за счёт изоляции от внешних влияний).

Русское сообщество (наряду со многими другими) всегда ориентировалось на мирное сожительство с иными этносами, на симбиоз с природой и всеми остальными людьми, иначе -- на всеединство. Это характерно не только для русских, но есть сущностное качество природной общинности, народности, наличествующий у всех «людей доброй воли».

Но именно наличие разных укладов жизни, сложившихся традиций, разных сред обитания обнаружило недостаточность для устроения райского всеземного бытия одной только доброжелательности – невозможно всем угодить даже при самых благих пожеланиях. Языческое многобожие – это не целостное, а аспектное миропонимание, многоценностность (своего рода древний мультикультурализм, когда у каждого «своя правда»). Дальнейшее воплощение единой Идеи требует единого понимания добра и зла, единого Критерия нравственного и безнравственного, правильного и неправильного. Так же как закономерен приход человека (стремящегося к добру) к идее Бога, так и приход государства к единой религии, точнее, к религии Единого Бога – не случайность, а требование исторического прогресса.

В этом состоит неизбежность принятия Русским Миром христианского учения – именно христианского.

Когда к языческому князю Владимиру пришли иудеи, мусульмане и христиане, его выбор закономерно пал на христианство (которое было принято и народом). В иудаизме и исламе между человеком и Богом – пропасть (хотя приход к поклонению Единому Богу есть высочайшее достижение человеческого духа и доблесть народов). Но лишь христианское учение допускало познаваемость Бога, достижимость Его, соединение Божественного и человеческого на земле – в русском православии слилось общинное языческое мировоззрение (как явление земное) и поклонение Абсолютной Идее, Небесному Творцу. Оно «легло на душу» народу, не утратившему стремления к осуществлению Высшего Замысла.

Тот, кто ещё не подошёл к вере в Единого Бога, какой бы добродушный он ни был по природе, остаётся мировоззренческим релятивистом и его желание справедливости без понимания, что есть Высшая Правда, не делает его до конца состоявшимся, полноценным человеком.

Таким образом первое противоречие в реализации Идеи, приведшее к принципиальному преобразованию государства в теократическое – противоречие между мировоззренческой множественностью и единством Идеи, её стремлением быть осознанной как единая.

Консервация языческого подхода также есть остановка эволюции, исторический тупик. Таковым мы видим Китай, не меняющийся принципиально на протяжении тысячелетий – поэтому его считают самой древней цивилизацией, но правильнее было бы сказать, что это самый древний этап истории цивилизаций. Это отсутствие какой-либо значимой экспансии (Тибет и Восточный Туркестан не в счёт), неподверженность значимым культурным влияниям.

Христианский период Руси – это заглубление в себя в поиске правильного понимания Божественной Воли и правильного устроения Святого Царства. Это осознание, наконец смысла и цели земной жизни.

Опять же, на этом этапе ещё не проявилась до конца уникальность русского мира. Помимо Святой Руси история знает такие образования, как Святая Сербия, Византийская Империя, Болгария (претендовавшая на звание Третьего Рима), которые также явились вариациями воплощения общечеловеческой Идеи.

Итак, первое противоречие – многообразие, т.е. неопределённость понимания Идеи и её простое единство. Второе противоречие – простота воплощённой формы и бесконечная сложность Идеи, её всесторонняя искушённость. «Сонная Русь» – и бурная жизнь «мира сего», ставящего под угрозу само существование Русского Мира. Исихастическая отрешённость изжила себя, воплощение Святого Царства востребовало включения всего «цветущего разнообразия» мира и принятия его силы («идите в мир как агнцы среди волков»).

Романовский период – это засилье инородных культур и инородцев во власти (неспроста о Петре говорили «царя-то подменили…»), даже слово «русский» исчезло из официального лексикона («российский язык», Российская Империя, Российская Православная Церковь…), но, в то же время, это период обретения имперской мощи, способной противостоять любому противнику и осуществить преобразование всей планеты. Русское внимание обратилось не к застывшему в своём развитии Востоку, а культуре и опыту Запада, обустраивавшего «мир сей» и открывавшего его противоречия и преимущества, возникла даже тяга к нему – т.н. русское западничество.

Россия, раскрыв себя всему инородческому опыту и будучи инфицирована всеми болезнями потерявших смысл культур, сама впала в болезнь забытья Высшей Цели, практически превратившись в одно из царств «мира сего». Но с существенным отличием – она, имея противоположный полюс (народную память о Божественном плане), в отличие от мирской цивилизации, оказалась в глубоком противоречии, приведшем Русский Мир к следующей смене государственной формы – самой масштабной.

Не случайно термин «русская идея» появился к концу романовского периода, когда обозначилось чёткое различие между направленностью Русской цивилизации и всеми остальными. До этого Божественная Идея не была ещё сугубо русской, от её общечеловеческого ствола ещё не отделились ветви других направлений. Ни в языческий период, ни в средневековый, ни в расцвете имперского, ещё не материализовались те особенности Божественной Идеи, которые выявляют Русскую цивилизацию как уникальную, как «стволовую», кардинально отделяют её от всех прочих «ветвей».

Все три первых периода цель, критерий, Бог искались вовне. Последовавший период – советский, во-первых, обозначил Божественную Идею построения Царства справедливости для всех людей, как присущую исключительно русскому пути, хранимую от века только русским народом, поэтому обретшую право называться Русской Идеей. Во-вторых, как имманентную Идею, поиск и познание которой можно осуществить только исходя из познания себя. Коммунистическое строительство – это радикальное и окончательное отделение от всего мира, уклонившегося от путей Правды и начало невиданного социального творчества, освобождённого от «груза прошлого».

В противоречии между реальностью как миром насилья и чистотой великого Замысла открылась тупиковость прежнего пути цивилизации, предполагающая один выход – начать всё «с нуля» (прежде «обнулив», разрушив мир «до основанья»). Поэтому советский период можно рассматривать как прохождение истории человечества заново – уже внутри Русского мира, с выявлением всех болезней, всех заблуждений, ошибок человечества.

Самозабвенное строительство «башни до небес», отринув всё внешнее и прошлое, отвергло и Творца (Который всегда более творения, всегда над ним и без Которого «невозможно сделать ничего» хорошего), а потому привело к забытью русской природы, русскости. Советское государство пало не по причине завоевания или «сдачи» противнику, не из-за внешних козней, а уже потому, что по мере его утверждения, обнаруживалась тождественность коммунистической постройки (в её практической стороне) западному (падшему) миру – это обессмыслило его дальнейшее существование. Но со стороны мировосприятия – жажда достижения абсолютной справедливости приняла всенародно осознаваемый масштаб. Богатейший духовный опыт многовекового созидания земного Светлого Будущего, извлечённый из всей полноты «ошибок трудных» и приведший, наконец, к безошибочному видению, вступил в экстремальное противоречие с полной безысходностью попыток «обустроить» утратившую русскость Россию.

В недрах безбожной практики советского и пост-советского периода, вскрывшего все слабости, заблуждения и несовершенства человеческого существа, рождается невидимая (для внешнего взора) завершённая теория – полностью познанная Воля Творца, что ставит Русский Мир (а с ним и весь мир в целом) на порог нового преобразования – в уже окончательную форму воплощения задуманной Богом Всечеловеческой Русской Идеи, полагающей конец кровавой исторической чехарде.


[1] Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится… оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…  (Дан.2:44)

 

 

Встреча 1. Актуальность Русской Идеи

Встреча 2. Русская история и мировая история: цель и движущие силы

Встреча 3. Этапы развертывания Русской Идеи в русской истории

Встреча 4. Русская Идея как ментальная картина мира

Встреча 5. Мировоззрение как выражение Русской Идеи

Встреча 6. Любовь как контрапункт Русской Идеи

Встреча 7. Народ как носитель Русской Идеи

Встреча 8. Соотношение святости как всеобщего явления и русской святости

Встреча 9. Святая Русь как социальный образ Русской Идеи

Встреча 10. Устройство общественной жизни в контексте Русской Идеи

Встреча 11. Устройство власти в контексте Русской Идеи<

Встреча 12. Искусство в контексте Русской Идеи

Встреча 13. Образование и воспитание в контексте Русской Идеи

Встреча 14. Методы утверждения Русской Идеи в отечественном историческом процессе

Встреча 15. Русская Идея в литературном процессе

Встреча 16. Русская Идея и СМИ

Встреча 17. Русская Идея и государственная культурная политика

Встреча 18. Русская Идея как «мягкая сила» России

Встреча 19. Что делать или путь движения к торжеству Русской Идеи

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира