Философия свободы в творчестве

Павлова Л.П.

Белорусский институт правоведения, г. Минск

 

Вряд ли найдется хоть один человек, которому были бы чужды эстетические чувства - в той или иной степени. Эстетические чувства носят природный характер. Человек взаимодействует с миром, воспринимая его внешний образ, ощущая его гармонию, вступая с ним в резонанс. В таких внешних условиях человек занимается творчеством — творит. Его произведение не обязательно будет совершенным в техническом плане, но оно будет наполнено жизнью, идеями и мыслями автора и станет объектом интереса для зрителя или слушателя.

Вопрос о свободе творчества носит дискуссионный характер. Еще в древние времена философы рассуждали о свободе и творчестве. О необходимости цензуры в искусстве говорил, например, Платон. На современном этапе свобода творчества является конституционным правом и она неразрывно связана с такими понятиями, как интеллектуальная собственность и авторское право.

Творчество человека всегда индивидуально и поэтому оно нуждается в свободе — свободном и независимом от внешних обстоятельств отношении автора к своей работе. И все же внешние факторы определенным образом влияют на возможность творческой деятельности личности, и в процессе этого влияния устанавливается зависимость между свободой и творчеством [5].

Сегодня в теории отсутствует однозначное определение понятия свободы. Оно характеризуется с разных точек зрения, и каждое понятие делает акцент на определенных характеристиках свободы. Свобода в философии понимается с позиции возможности выражения субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Если имеется в виду свобода вообще, то под этим понятием понимается отсутствие стеснений и ограничений в действиях и поступках субъекта.

Данное понятие нашло отражение в законодательных актах, прежде всего, в конституциях государств, целью которых является утвердить права и свободы каждого гражданина, и где свобода личности провозглашается как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести, свобода объединений, свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Попытаемся раскрыть сущность свободы и ее связь с творчеством. Свободу подразделяют на политическую (избавление от государственного насилия, бюрократизма и т.д.), физическую (свобода движений и действий), духовную (интеллектуальная и нравственная автономность) и экономическую (отказ от экономического принуждения, жесткого контроля за производством и торговлей, самостоятельный выбор работы по найму). Человек не может быть полностью свободным, поскольку возникает необходимость подчиняться законам (нравственным, моральным запретам, экономическим законам, и т.д.), принятым в государстве, в котором он живет, и удовлетворяющим потребностям и интересам общества. Если человек подчиняется нравственным законам и не может их нарушать, то это уже не свобода, а необходимость.

В теории и жизненной практике встречаются разные подходы к пониманию свободы:

— свободы не существует;

— в случае существования свободы, она существует только в творчестве;

— в случае существования свободы в творчестве, то она существует как источник трагедии.

Здесь следует подчеркнуть, что источником страданий человека-творца может стать ситуация, когда продукт его творчества выносится на публичное обозрение. Творец может подвергнуться насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям и т.д.

Единственная свобода человека — это творчество, но эту свободу следует понимать в ограниченном и условном смысле [4].

Остановимся на рассмотрении понятия «творчество». Существует два основных понимания творчества:

— творчество выступает в качестве социально обусловленной духовно-практической деятельности, целью которой является создание новых, социально значимых и эстетически приемлемых объектов,

— творчество является постепенным творением человеком самого себя, самоусовершенствованием личности независимо от социальной среды.

Таким образом, в творчестве содержится не сама свобода, а только обещание свободы, которое трудно и даже невозможно реализовать. Все, что понимается под свободой, — выбор цели, воплощение цели — это высказывания, употребляемые для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.

Всемирно известные философы подчеркивали связь свободы со способностью человека гармонизировать внутренний и внешний миры и тем самым формировать многосторонний, целостный, непротиворечивый взгляд на мир. Так, Н.А. Бердяев утверждал: «Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей» [1, с. 20-21]. Путем свободы человек как богоподобное существо как бы творит мир и этим может даже превзойти бога, поскольку он этот мир, созданный богом, пытается переделывать по образу и подобию своему. Не вдаваясь в религиозные аспекты и воззрения на этот счет, целесообразно здесь подчеркнуть творческий элемент в категории свободы.

Свобода, творчество, личность являются основными темами философии: Н.А. Бердяева. Под свободой философ понимает основу бытия. Он различает виды свободы, среди которых главной является первичная, иррациональная свобода, укорененная в Ничто, которая существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы представляет собой одну из оригинальных особенностей философии Н.А. Бердяева.

Иррациональная свобода представляет собой свободу принять или не принять истину. Эта свобода выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как добро, так и зло. И никто, даже Бог не властен над ней, поскольку действия человеческого существа, обладающего свободной волей, непредсказуемы. Поэтому ответственность за добрые и злые последствия такой свободы несет только человек. Именно в творчестве проявляется взаимозависимость Человека и Бога. «Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога» [1].

Свобода является сущностью человека, связанной с его духом, его «внутренней творческой энергией» [2, с. 290]. Этика творчества, разработанная Н.А. Бердяевым, находится «вне добра и зла». Обожествляя творчество, Н.А. Бердяев, являясь философом «свободного духа» подчеркивает его проблематичность в мире.

Свобода выступает в качестве основы творчества, настоящее творчество свободно. В творчестве выражается личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Творчество есть высшее в человеке. Творчество должно охватывать все сферы деятельности человека. Но главной областью приложения творческих сил, с точки зрения Бердяева, является художественная деятельность, которая лучше всего раскрывает сущность творческого акта.

Личность Бердяев рассматривает как сосредоточие индивидуальных духовных сил и сферу свободы. Личность постоянно испытывает на себе давление со стороны общества, стремящегося подчинить личность своим интересам, более того, поработить ее, побуждая ее вступить в какую-нибудь общность. Подлинная свобода личности состоит в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли.

Относительно данной идеи И. Ильин высказывается следующим образом: «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой труд на материале своих страстей и своих талантов» [3].

В приведенных мнениях крупнейших философов прослеживается тесная связь творчества и свободы

Как следствие, под творчеством можно понимать постоянный поиск нового, созидание нового, где человек питает надежду обрести свободу, а в итоге, самого себя, поскольку именно осуществление заложенного в человеке потенциала, наибольшее его раскрытие и составляет основную задачу свободы.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. — Ч. 1. — Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1991.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. — М.: Философское общество СССР, 1990. - 290 с..

3. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том первый. — Москва: Изд. Русская книга, 1993. 400 с.

4. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. — М.: Республика, 2001. — 639 с.

5. Спонтанное творчество. Свобода и творчество. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://scienceforum.ru/2016/article/2016025392 (дата обращения: 12.11.2018).

 

e-mail: pavlovabf@rambler.ru

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира