Святая Русь как православный идеал

Множество дисциплин, изучаемых в православных учебных заведениях, сами по себе не требуют ни страха Божия, ни веры. История Церкви, патристика, догматика, богословие, литургика, само Священное Писание – предметы, доступные для исследования любому человеку, даже ненавистнику христианства или атеисту, и научить им может также любой, даже компьютер или книги. Главное же научение – духовное содержание всех этих предметов может передать лишь тот, кто обладает сам этим содержанием, т.е. кто проникнут Духом Божьим. Передаётся это содержание не только словами, но прежде всего, личным примером святой и праведной жизни – подлинно христианской жизни.

Здесь воспитание и образование неотделимы одно от другого, но сливаются в одно – это питание Словом и знаниями, но также приведение к настоящему образу Христова ученика.

Научиться этому, понять преподаваемые знания, воспринять Божественный Дух, Которым они проникнуты, возможно лишь при наличии страха Божьего и сокрушённости духа. Только человек, движимый глубокой верой (которая «есть осуществление ожидаемого») приобретает через умножение знаний орудие для этого осуществления, через каковое обучение обретает высший смысл и превращается в подлинное образование, т.е. преобразование самого человека и мира. Без наполнения деятельной верой (а соответственно – надеждой и любовью) всякое познание лишь делает благозвучней безблагодатную «медь звенящую и кимвал звучащий».

Глубинная суть Русского Православия – ориентация на Богочеловека, как в индивидуальном развитии, так и в общественном устроении, его «священный долг и почётная обязанность» – совоздвижение с Богом Его благодатного Царства как «внутрь нас», так и вокруг нас.

В неуклонном стремлении достигнуть заповеданного: «будьте святы, потому что Я свят» проявляется действительная любовь к Богу – только в святости можно полноценно исполнить* первую и наибольшую заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».

Вторая же, подобная ей – «возлюби ближнего твоего как самого себя» проявляется не иначе, как в желании пришествия предсказанного Царства святых, Царства Правды для всех людей – Святой Руси. Но желании действенном – не просто как ожидание его, а как соучастие в его созидании, в усилиях по его приближению (следуя призыву Иоанна Крестителя: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»).

Одна заповедь не может быть исполнена без другой, ибо Господь – Царь не мира сего, но Царь святых (Откр. 15:3).

Обетованный Дом Духовный, созидаемый из «святых камней» есть подлинно Церковь Христова ­– Мир иной (не тот, что мир даёт). Этот иной Мир «на земле как на небе» – извечный идеал христолюбивого русского человека, имеющий другое название – Святая Русь.

Исполнение двуединой Божьей заповеди принципиально отличает Русское Православие от всякой другой конфессии и религии – в этом проявляется полное совпадение с чаяниями Русского народа, с Русской Идеей (что также принципиально отличает её от идеи всякой иной нации). Не случайно наш народ исторически органично принял христианскую веру и его нельзя отделить от Православия, которое есть необходимая составляющая русскости.

Святая Русь (т.е. Святое Божье Царство на земле, подобно как на небе) – идеал, дерзновение осуществлять который дано только «роду избранному, народу святому, людям, взятым в удел» – русскому народу-Богоносцу. И наоборот – Русская Идея в своём конечном воплощении есть Божья Церковь, в которой безраздельно царствуют святость и братская любовь.

Святость – основа, вокруг которой возможна какая-либо достойная русского православного человека деятельность. Культивирование, почитание и ориентация на святость ­– абсолютно необходимые условия для осуществления такой деятельности.

Кризис, постигший нравственную основу русского общества стал возможен в результате забвения своего мессианского предназначения, забвения Русской Идеи (а значит, забвения Бога). Выход из него могут указать Духовные Светочи, способные пламенным словом и чистым житием вернуть народу память о Божественном избранничестве русского Всечеловека. Память о великой миссии – явить путь, истину и жизнь для всех народов Земли, стать светом всему миру.

Православная церковь сегодня представляет собой сообщество с большим количеством членов и немалыми социальными возможностями, авторитет её весьма значителен. Но этого слишком мало – Христова Церковь может представлять собой незыблемый духовный авторитет для народа, идущего путём Христа, лишь будучи сама солью русской земли, показывая пример святости и беспорочности. Быть не выгодным и полезным объединением, а притягивать духовной силой и безупречностью совета, имея основанием, вершиной и знаменем воплощённую святость. Без живых Святых народ находится в положении сироты, а его Церковь превращается в мёртвую структуру, способную лишь исполнять обряды и соблюдать букву догматов – в анахронизм.

Формирование святых исторически и до сего дня происходило случайным образом ­– так или иначе в среде народа появлялись подвижники, являвшие образ святой жизни, почитаемые в народе, влиявшие на его общий дух. Сегодня, как и прежде, это явление не имеет институциональной поддержки, а взвалено на индивидуальную волю не иссякающих подвижников, вынужденных идти «вслепую», преодолевать излишние, порой роковые, препятствия в мире сем. Здесь Русское Православие, имея богатейший духовный опыт, могло бы сыграть решающую роль, создав институт, который занимался бы собиранием всех стремящихся к святости, и способствовал их возвышенному порыву – создав подлинно Духовную Академию.

Высочайшая Задача православного обучения состоит, прежде всего, не в передаче знаний и навыков, но в передаче Духовного содержания Христова учения, совпадающего с содержанием Русской Идеи. Корень его – крестный путь Христа – не постижим исследованием со стороны, но есть величайшее Таинство, совершаемое только в последовании Его стопам, через сопереживание Ему на своём собственном крестном пути. Прохождение этого Пути («сораспятость Христу») приводит истине, свободе, совершенству, святости (воскресению с Ним). Потому конечная цель православного образования в его вершине – подлинно Духовной Академии – не воспроизводство «работников культа», но воспроизводство Братства Русских Святых, способных освятить собою весь народ и преобразить его государство.

 

 

 

* Римлянам 6:17-23 «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира