Культурная идентичность и роль России в современном мире

Пантин В.И.

 

Под культурной и цивилизационной идентичностью в данной работе понимается принадлежность определенного народа или межнациональной (межэтнической) общности к той или иной культуре и цивилизации, которая выступает носителем таких религий, идеологий, ценностей и культурных норм, которые имеют свою ярко выраженную специфику, но при этом обладают универсальной, общечеловеческой, всемирной значимостью. В этой связи важно подчеркнуть, что культурная и цивилизационная идентичность России, русского народа и российской межнациональной общности всегда отличалась от идентичности Западной Европы и США, что обусловлено другой по сравнению с Западом системой российских базовых ценностей, другой идеологией, другими традициями и культурными нормами [2, 3]. Более того, Россия в культурном плане осуществила оригинальный и самобытный синтез западной и восточной культурных норм и обычаев, синтез ценностей Запада и Востока.

Это обстоятельство крайне важно в современную эпоху, и его учет является необходимым условием восстановления культурной почвы в современной России. Дело в том, что продолжающиеся в настоящее время попытки любой ценой насадить в России западные или абстрактные, во многом фиктивные «общечеловеческие» ценности, культурные и цивилизационные нормы прямо ведут не только к размыванию культурной, идеологической, религиозной и ценностной почвы в России, но и к разрушению российской культуры и российской цивилизации. Такие неоднократно предпринимавшиеся попытки искажают и нарушают культурную преемственность в России, связь поколений, обрекают Россию на роль подражателя Запада, не способного к самостоятельному творческому развитию и в итоге ведут российское общество в тупик. В результате либеральное западничество разрушает саму ткань русской и российской культуры, что неизбежно ведет к разрушению российского общества и государства. Здесь уместно процитировать Н.А. Бердяева, который, будучи скорее западником, всё же понимал, к чему ведет некритическое западничество: «Отрицание России и низкопоклонство перед Европой – явление русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы, взгляды которых, кстати сказать, я в большей части не разделяю, были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети. Славянофилы пробовали делать в России то же, что делал в Германии Фихте, который хотел вывести германское сознание на самобытный путь… Для русского западника-азиата Запад – обетованная земля, манящий образ совершенной жизни… Западный человек не идолопоклонствует перед своими культурными ценностями – он их творит. И нам следует творить культурные ценности из глубины» [1, с. 274–275]. К этим словам Бердяева следует добавить, что отрицание России, низкопоклонство перед Западом и несамостоятельность мышления и действия – свойство русской либерально-западнической интеллигенции, а вовсе не русского народа и других народов, проживающих в России, которые неоднократно демонстрировали свою способность к самобытному историческому, культурному, научно-техническому творчеству «из глубины».

Особенно очевидна опасность разрушения культуры в России путем слепого следования за странами Запада в начале XXI века, когда в странах Западной Европы и в США последовательно и целенаправленно разрушаются все традиционные ценности, традиционная культура, религия, семья, насаждаются однополые браки, изменение пола и т.п., а Россию и ее народ пытаются заставить отказаться от своих культурных норм и следовать так называемым европейским или американским «либеральным ценностям». Между тем Россия и ее многонациональная культура благодаря своему промежуточному географическому, геополитическому и геокультурному положению между Западом и Востоком может сыграть важную роль во взаимодействии Запада и Востока, в предотвращении лобового и разрушительного столкновения Запада и Востока, западных и восточных ценностей и культурных норм. Однако для этого Россия должна сохранить и восстановить свою культурную почву, которая в значительной мере деградировала в период «перестройки» и неолиберальных «реформ» 1990-х гг.

Итак, что же нужно делать, чтобы восстановить культурную почву в современной России? Во-первых, ни в коем случае не соглашаться с тем, что Россия – это «только Европа», что у граждан России должна быть чисто европейская, западная или прозападная культурная и цивилизационная идентичность. Россия и в географическом, и в культурном, и в геополитическом плане не может «втиснуться» в Европу, в Запад, она гораздо более сложна, многомерна, самобытна и оригинальна, чем «чистый Запад» или «чистый Восток». Тем более опасно и совершенно непродуктивно отождествлять Россию с нынешней Европой и нынешним Западом, находящихся в глубочайшем культурном, социальном и политическом кризисе.

Во-вторых, нужно соединять, а не разделять дореволюционный, советский и современный постсоветский периоды истории и культуры России. У каждого из этих периодов были свои взлеты и падения, великие достижения в культурном, социальном, научно-техническом, военном и политическом развитии. Ни в коем случае нельзя противопоставлять один период другому, рисовать тот или иной период истории России только черными красками, так как это прямо ведет к разрушению единой истории и культуры. Напротив, необходимо соединить, собрать воедино достижения и лучший опыт всех этих исторических периодов, показать их преемственность, обозначить единую, хотя и не линейную логику развития России, ее культуры, общества и государства. Без такого соединения невозможно выработать современную интегральную российскую идеологию, национальную идею и общенациональную стратегию развития.

В-третьих, необходимо активнее работать со здоровой частью современной российской молодежи, которую ни в коем случае потерять нельзя. В условиях современной жестокой борьбы за умы молодежи, в условиях ведущейся против России информационной, психологической и пропагандистской войны сохранить нормальную, способную творчески мыслить и действовать часть молодежи трудно, но необходимо. Для этого нужно учитывать особенности современной молодежи, специфику восприятия ею информации и знаний, давать отпор деградации образования, науки, интеллекта. Кроме того важно учитывать потребность молодежи в поисках смысла и цели жизни, показывать, что без чувства принадлежности к своей семье, своей стране, своей истории и культуре жизнь отдельного человека бедна, бессодержательна и в конечном итоге лишена смысла. Иными словами индивидуализм лишает человека подлинной индивидуальности и подлинной личности, которые формируются только в соотнесения себя с другими, путем восприятия и впитывания своей российской культуры, российской идентичности, чувства принадлежности к великой стране и к великому народу.

В-четвертых, одной из важных составляющих современной российской идеологии, способной интегрировать общество, может стать идея особой, во многом уникальной культурной и исторической миссии России в мире. Эта особая миссия России состоит в сохранении живого культурного многообразия и самой России, и всего мира в противовес насаждаемой западными «элитами» принудительной культурной, социальной и политической унификации, которая ведет к деградации общества и расчеловечиванию человека. Подобная деградация как результат принудительной унификации неизбежна и ведет в тупик, поскольку источником всякого культурного, политического и социального развития является культурное и цивилизационное многообразие. Между тем именно Россия, благодаря своему уникальному историческому опыту и особому геополитическому положению между Западом и Востоком, между Европой и Азией, способна в современном мире отстоять и обеспечить многообразие и взаимодействие культур, религий, традиций, ценностей. В то же время другими составляющими современной российской идеологии могут стать идея социальной справедливости, защиты слабых и угнетенных людей и целых народов, а также идея культурного и духовного развития человека как главной цели всего общественного развития в противовес чисто материальному развитию и потребительскому обществу.

Наконец, в-пятых, как следует из циклов мирового развития, России и всему миру предстоит пережить критический и во многом решающий для будущего период 2020 – 2030 гг. [4]. Этот переходный период, в который мы уже вступили, будет насыщен внутренними и международными кризисами и конфликтами, «цветными революциями», переворотами, попытками разрушить многие страны (в том числе и прежде всего Россию) изнутри. К этим кризисам, конфликтам, попыткам дестабилизации и разрушения государства изнутри необходимо быть готовыми и ответственным государственным деятелям, и общественным патриотическим силам внутри самой России, и всем людям, деятелям культуры, образования и науки, которые понимают и чувствуют свою ответственность за судьбы Отечества, русской и российской культуры.

 

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX в.; Судьба России. М.: Издательство В. Шевчук, 2000. 540 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, Изд-во «Глаголь», 1995. 552 с.

3. Кульпин Э.С. Путь России. М.: Московский лицей, 1995. 200 с.

4. Пантин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна: Феникс+, 2014. 456 с.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира