О.С. Крюкова
(МГУ имени М.В. Ломоносова)
В русской классической литературе не так много произведений, где нет любовной линии. Классический роман как жанр должен обязательно включать любовную интригу. Бóльшая часть лирики рассказывает читателю о любовных переживаниях лирического героя. Трудно не согласиться со следующим утверждением: «Тема любви в литературе является вечной, она появилась вместе с первыми образцами художественной литературы. Эта тема универсальная: для нее нет возрастных или национальных рамок. К этой теме косвенно или напрямую обращается каждый писатель» [1, c. 245]. И только в произведениях документального или сатирического плана жанровое требование любовной линии не является обязательным. Любовь в мире художественного произведения может выступать и как высшая ценность, и как злая сила.
Не претендуя на психологическую полноту, в русской литературе ХIХ века и рубежа ХIХ-ХХ вв. можно выделить несколько типичных сюжетных ситуаций, основанных на таких моделях любви, как любовь-страсть, любовь-страдание, любовь-благодарность, любовь-дружба. Испепеляющая страсть лежит в основе сюжета таких произведений, как «Гроза» и «Анна Каренина», где трагический финал является закономерной развязкой. Любовь-страдание приносит женщинам Печорин, и это перекликается с мотивом неразделенной или отвергнутой любви в лирике Лермонтова, причем если лирический герой Лермонтова сам страдает, то Печорин заставляет страдать других. Любовь-благодарность испытывает к своему благодетелю героиня пьесы И.С. Тургенева «Холостяк». Любовь, основанная на дружбе, – так можно охарактеризовать отношения Ольги и Штольца в финале романа И.А. Гончарова «Обломов».
Категорию любви в русской литературе нужно рассматривать в контексте литературного метода или литературного направления. В классицизме человек представал прежде всего как гражданин, противоречие между чувством и долгом решалось в пользу долга. Сентиментализм открыл читателю сложный и противоречивый мир чувств, в котором категория любви находится на первом плане. Романтизм изображал исключительного героя в исключительных ситуациях, чувства такого героя гипертрофированны, уникальны и неповторимы. И свою любовную ситуацию романтические герои так же воспринимают как исключительную. Реализм, опираясь на типизацию, показывает героев в распространенных жизненных ситуациях и положениях. Любовь в реалистическом произведении – неотъемлемая часть человеческой жизни. Иногда герой не готов к любви, и этим определяется его авторская оценка (повесть И.С. Тургенева «Ася»).
В модернистской эстетике категория любви либо выдвигается на первый план, либо вообще исчезает. Герои Набокова, например, не знают истинной любви, а довольствуются ее призрачными подобиями. Это и Лужин, уподобляющий жизнь шахматной игре (роман «Защита Лужина»), и Гумберт Гумберт (роман «Лолита»), одержимый запретной страстью. В романе Юрия Олеши «Зависть» поведение главного героя Андрея Бабичева мотивируется его любовью к колбасе, что приобретает не просто социально приемлемые, а социально поощряемые формы. Но это не реалистическое произведение. В нормативности соцреализма концепт любви не исчезает, но любовь-дружба и любовь-сотрудничество в отражаемой литературой социальной иерархии ценностей стоят выше страсти. Эстетика постмодернизма лишена формальной логики, картина мира мозаична и фрагментарна, поэтому в постмодернизме любовь замещают осколки любви, она словно отражается в кривом зеркале неправдоподобных, гротескных ситуаций.
Современная литература развивается в русле различных литературных направлений. Исследователи отмечают и постмодернизм, и неореализм, и даже необарокко. Ярким представителем неореализма является современный писатель Захар Прилепин, который определяет свой творческий метод как «клинический реализм». Многие его герои, как и многие наши современники, живут в атмосфере нелюбви и неспособны испытывать любовь. Так, герой романа Захара Прилепина «Санькя» — носитель разрушительного, деструктивного начала, в том числе и в области чувств. Недолюбленный ребенок становится трудным подростком, а затем уходит в радикальное подполье.
В русской классической литературе категория любви имеет еще одно измерение, связанное с христианской традицией. Г.И. Колесникова, которая предприняла попытку типологически описать категорию любви, справедливо утверждает: «Христианство предлагает качественно иные модели любви: сострадательную любовь Бога к человеку и почтительную любовь человека к Богу. И как отсвет этой любви, любовь человека к ближним своим, где под ближними понимаются все люди в принципе, включая и друзей, и врагов» [2, c. 758]. Эта христианская традиция определяет гуманистическую направленность русской классической литературы, с ее состраданием «маленькому человеку», «чувствами добрыми», а иногда и открытой назидательностью. Только в русле этой традиции мог появиться такие герои, как Лев Мышкин (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»), Иван Флягин (повесть «Очарованный странник») и другие праведники у Н.С. Лескова.
Нравственное измерение категории любви включает ее в контекст патриотизма. Гражданственность была присуща русской литературе еще со времен Древней Руси. Патриотическое начало ставит в один ряд такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.
Социальная функция русской литературы заключается в том, что литература в России выступала и выступает в роли нравственного барометра общества. Истоки нелюбви нашли отражение в сюжетных коллизиях, к которым обращаются современные писатели: Алексей Иванов, Захар Прилепин, Людмила Улицкая, Юрий Поляков и др. Литература может поставить диагноз обществу, вынести беспощадный приговор тому или иному социальному явлению, но не дает готовых жизненных рецептов, оставляя право на выбор самому читателю…
Литература
- Дюльдина Ж.Н., Морозова Ю.А. Духовно-нравственные ценности в категории любви в литературном творчестве А.С. Пушкина // Модернизация содержания педагогического образования: проблема и пути решения. Материалы педагогических, психологических, социологических исследований Международной научно-практической конференции. Сборник статей. Под общей ред. Р.К. Серёжкиной. 2017. – С. 244-254.
- Колесникова Г.И. Любвиология: теоретико-методологическое основание // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 3-4. – С. 757-761.