Любовь как возможность всеединства

Е.Виноградова

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.» (Первое послание к Коринфянам 13:1)

Любовь - предмет познания для обретения полноты жизни. Она познается в стремлении овладеть объектом любви, будь то человек, Отчизна или Бог. Иными словами, в стремлении слиться, обрести целостность. На этом пути человек открывает в себе неизведанный до возникновения этой цели потенциал. Это и высшее дерзновение, и глубочайшее смирение, и жертвенность, и подвижничество, и мудрость. Любовь  как стремление к целостности можно проследить во всех ее ипостасях: в любви к Богу, к Отечеству, в любви матери к ребенку, в братской любви, в половой любви.

Платон тесно связывает любовь и познание, видит в ней стремление к полноте бытия. Столкновение с неизвестным,  неизведанным, с другим, отличным от тебя, заставляет окунуться в процесс познания потенциалов, и, как следствие, порождает желание преодолеть отчуждение. Любовь предполагает нахождение или познание другого в себе и себя в другом. Можно сказать, что нет истинного познания без любви и любви без познания.

Не формальная, а действительная любовь к Богу предполагает познание Его как Он есть, Его воли по отношению к человеку. Последовательное познание Божественного приводит к осознанию, сначала, разотождествления с объектом любви, несоответствия ему и это осознанное различие порождает желание целостности, слияния, через познание Его воли, через познание себя как Образа Божия.  Этот честный путь в мышлении открывает человеку наличие Образа Божия как в себе, так и в другом, сознание абсолютной ценности индивидуальности.

Жертвенное служение  Отечеству, народу, Государству  возникает как результат осознания сопричастности  целому, как осознанная необходимость в жертвенном поступке ради сохранения и поддержания целостности. Жертвенность может проявляться в необходимом терпении, в солидаризации с властителем, в подвижническом служении, в воинском или гражданском подвиге.

В материнской любви, в жертвенном служении своему другому – любовь проявляется  как прообраз всеединства, действительное упразднение эгоизма, но в материнской любви, одновременно происходит утрата индивидуальности. Владимир Соловьев видит в этой любви изощренный эгоизм, хотя «по силе чувства, и по конкретности предмета» она приближается к половой, которую он считает высшим расцветом индивидуальной жизни.

Половая любовь, по Соловьеву, незаменимое основание для дальнейшего совершенствования  индивидуальности. Она безусловная, не связанная с идеей продолжения рода. В противовес Шопенгауэру, который проводит параллель между любовной страстью и совершенствованием потомства, Соловьев утверждает, что сила любви не находится в прямом отношении со степенью типичности и значительности происходящего от нее потомства. Он видит в половой любви действительный эквивалентный обмен любимого и любящего, видит абсолютность познания и прочувствования истинного всеединства.

Состояние любви всегда конкретно, действенно, практично. Она в любом проявлении подрывает эгоизм, упраздняет отчуждение трансформирует индивидуальность. Задача любви не преодоление индивидуальности, не отрицание абсолютности значения индивидуальности, но признание за другим такой же абсолютной значимости.

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.»

(Послание к Римлянам 13:8)

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира