Культура в РФ: механизмы развития

Запрос на культуру в современном российском обществе

 

Кто родом из СССР и те, кому не посчастливилось родиться во времена его распада – все мы – великие должники и наследники советского периода. Легендарной эпохи, когда государство стратегически работало в идейном отношении: формировало проблематику, билось над загадками бытия, имело вектор развития. Воспитывало человека. И результаты этого воспитания, вкупе с достойным уровнем доступного образования, принесло свои плоды. Всё качественное, свежее, глубокое, яркое, талантливое создаётся людьми, которые могут сказать о себе «сделано в СССР». Культура в таком государстве клокотала как действующий вулкан. Несмотря на сдерживающий официоз и оскопляющую цензуру. Вулкан остыл, пепел развеян по ветру.

Сегодня имеем дело с совершенно иным типом сознания российских граждан репродуктивного возраста. Человек пост-советского времени свободен в смысле пуст как не наполненный сосуд. Поистине tabula rasa. Культура для него – сродни фарисейской морали, жалкий анахронизм, тормоз к его жизненным устремлениям, преграда на пути к успеху. Он целостен психологически, соответствует себе самому (а=а), поскольку лишён всякого идеологического императива. Однако современный человек не так прост. Он не хочет быть дикарём на потребительском рынке. Не хочет тонуть в бурном и стремительном потоке информации. Ему нужны ориентиры. Идеологический вакуум не даёт покоя его потенциально бессмертной душе. Он стремится заполнить эту брешь, эту зияющую пустоту. Духовно он растерян и слаб, рассредоточен в своём осколочном сознании. Чувствует это. Ищет себя в бесконечном самотиражировании (отсюда эпидемия на селфи), самолюбовании (неизбывная забота об имидже), самоконструировании (бодибилдинг, спа, фитнес, пластическая хирургия, солярии, тату), охотится за новыми переживаниями и впечатлениями (индустрия развлечений, туризм). Он устремлён вовне, бесстрашно бороздит географическое и виртуальное пространство. Он, несовершенный, желает вписаться в сложный своей калейдоскопичностью мир. Слиться с ним, покорить, составить единое целое. И мир, устроенный по законам капитала, умело предугадывает, формирует и удовлетворяет его любопытство. Это и есть феномен культуры в современном обществе. Ибо культура суть возделывание себя. Перестав быть потребностью души, она занимается эстетической организацией скуки обывателя.

В связи с этим «внутренний процесс», философски обоснованный ВладиМиром, равно как и сократовский призыв «Познай себя!» есть движение назаддля современного человека. Сейчас время законченных форм. Или время принесения плодов, говоря библейским языком. Среднестатистический человек, чьё восприятие не предполагает развития, готов менять мир вокруг себя, оставаясь внутренне неизменным. Людям нужен готовый продукт, чтобы его оценить: принять или отвергнуть. Причём – без переживания катарсиса. Сегодня призыв к деятелям искусства звучит так: «Удиви меня, порази, ошеломи, не заставляя меняться!» Таков запрос на культуру в современном российском обществе.

 

  • Художник, зритель и коммерсант: точки соприкосновения

         

Общество делилось и делится на производителей и потребителей культурных ценностей. Что касается художников (слова ли, кисти) – здесь всё определённо ясно. Человек-творец создаёт из себя самого культурный центр. Подобно Адаму, заполняет первозданный мир, даёт имена всем вещам под Солнцем. Творит новую Вселенную. Постепенно, обрастая людьми, формирует свою аудиторию. И, оставаясь верен предназначению свыше, транслирует продукт своего глубинного невидимого труда. Насколько человек ярок, настолько большее пространство ему удаётся осветить. Здесь всё зависит от уровня таланта и степени работоспособности. История знает немало гениев, которые ушли, почти не замеченные современниками. Их имена открылись потомкам. Время сделает свою ревизию: отбраковав пустое, увековечит значимое.

Зритель, слушатель, читатель ищет свой центр вовне себя, в лице человека-творца. Это механизм распространения культуры.

Ещё есть человек-делец, который, исследуя психологию потребителя, формирует моду на определённый культурный продукт. Его задача – минимально вложившись, максимально заработать. Этим объясняется характерный для российского общества столь низкий профессиональный уровень представителей культурного бомонда. Отечественным культуртрегерам невероятно выгодно продвигать устоявшийся узкий круг лиц, не выходящих десятилетиями из эфира. Их фейсы на рекламных баннерах и журнальных разворотах, их творения долбят сознание с монотонностью дятла, их именами бредят (не бескорыстно, разумеется) телеведущие, собирая аншлаги на лучших площадках страны. Куда сложнее и затратнее открывать новые таланты, которыми, как и во все времена не оскудевала земля русская. Так работает успешная стратегия шоу-бизнеса. Ничего личного, кроме денег.

Справедливости ради стоит упомянуть другой пласт отечественной культуры: прекрасные театральные постановки, функционирующие, оснащённые мультимедийным оборудованием музеи, любопытные выставки современных художников. Эти культурные объекты и мероприятия – капля в море для нашей многомиллионной и мало читающей аудитории. Их как будто нет, и они имеют совершенно иной статус по сравнению с вездесущей и всепоглощающей масс-культурой. Дело не только в том, что речь по существу идёт о московском регионе и о так называемой культурной столице. Внутренний туризм развит слабо, культурно-познавательный отдых не пропагандируется. Уровень материального благосостояния (не в Москве!) неуклонно снижается. В результате – на просторах нашей необъятной Родины дела обстоят намного хуже. В провинции, которая начинается, по сути говоря, с московского автомобильного кольца, культурную программу успешно заменяют TV и гаджеты. А также традиционный национальный напиток. В итоге общество не живёт культурной жизнью. Общая культура, которая определяется уровнем образования, степенью осведомлённости в обще гуманитарной сфере, тем, что называется культурным кругозором человека, сходит на нет. Причём – с катастрофической скоростью. Переписка в социальных сетях и на мобильных устройствах демонстрирует доминирующую и вопиющую безграмотность населения. Незнание родного языка наряду с набирающим популярность английским. Не владение информацией, которая составляет интеллектуальный багаж не просто культурного, а средне  образованного человека. Элементарное отсутствие вкуса, если говорить о эстетической стороне жизни. Речь идёт о среднем поколении, которое составляет основу трудоспособного населения. Оно сегодня несёт профессиональную ответственность за свой труд и воспитывает детей. Общая культура для современного россиянина есть нечто несущественное, лишнее, избыточное. А значит – вредное. Поскольку отвлекает от решения материальных проблем, семейных радостей и редкого досуга. К тому же самообразование покупается ценой наиболее драгоценного на сегодняшний день ресурса – свободного времени.

Культура не является фактором общественного сознания. Книге никому не известного автора не суждено попасть на прилавок, она просто не дойдёт до читателя. Новая постановка, выставка, пьеса проходят незамеченными. Не будоражат умы. Не вплетаются в ткань повседневности. К тому же такую культуру государству, судя по высказываниям чиновников, становится сложно не только развивать, но и элементарно поддерживать. Мы живём во времена не расходуемой творческой энергии масс. Благословенны эпохи, в которых политическая элита, творцы и зрители активно взаимодействовали, охваченные идеей развития. Период римского могущества обязан Марку Аврелию, а эпоха итальянского возрождения – Лоренцио Великолепному. Но вернёмся к нашему периоду стагнации и распада отечественной культуры.

 

  • Механизмы развития культуры

         

Каковы же механизмы развития отечественной культуры? Необходимо именно развивать, а не, обращаясь к традиции, воссоздавать нашу культуру. Не реанимировать образцы XIX века, предлагая их в качестве эталона не читающему и «изъясняющемуся с трудом на языке своём родном» соотечественнику. Есть хорошая пословица: «Не корми меня тем, чего я не ем».

Вся надежда, как и во все времена, возлагается на личностей. Людей, способных творить не благодаря, а вопреки. Без оглядка на общество и государство. В подполье, в духовном скиту, в добровольном одиночестве человек обретает связь с вечным Космосом. Бесконечно удаляясь от мира, бесконечно далёкого от истинной целостности. Личность, художник, харизматик, охваченный Идеей, способен выпестовать новую Русь вместо того, чтобы развлекать современную, дряхлеющую над своим культурным наследием. Зажечь сердца миллионов своей идейностью. А идейности нет без образа будущего мира, без концептуального футуристического проекта. Ультрасовременно то, что будет востребовано завтра. Люди почувствуют, что это их будущее. Что это они сами, только духовно обновлённые. Традиция – это не хранение пепла, а передача огня. Личность формирует вокруг себя культурную среду. Есть несколько независимых друг от друга очагов культуры. Средствами искусства создаются универсальные центры общественной жизни. Их несколько, они могут мигрировать и перемещаться. Разогнанные, даже лишённые ядра, формироваться вновь. Делиться и размножаться, экспансировать. Возникать в любом месте и во всякое время.

В каждом русском человеке жива идея соборности, которая предполагает сотворчество людей. Как тянулись к святым старцам, воодушевляясь их подвигом веры, точно также будут стремиться примкнуть к творческой личности. На новое направление нужны новые ноги. Время требует иных форм культурной жизни. Запрос на интерактивность – по-русски: на взаимодействие автора и слушателя, выступающего и публики, художника и зрителя приводит к рождению русской Мистерии. Субъект искусства уже не пассивен в восприятии объекта искусства. Он становится активным участником культурной акции, способным не только включиться в орбиту происходящего, но и переместиться в его центр. Мастерство творческой личности и коллектива оттачивается благодаря публичности профессии, под гнётом внутренней самоцензуры. В ситуации полной безызвестности, а точнее – преднамеренного замалчивания. Что представляет собой ярчайший контраст по сравнению с насильственно внедряемым некачественным культурным продуктом. Всему своё время. Настанет день, когда торговые центры из храмов Маммоны будут преобразованы в многофункциональные дома творчества. Пока это похоже на рождённуювоспалённым сознанием утопическую фантазию.

Созданное мастером, наэлектризованное культурное пространство не распадается и не исчезает во время его отсутствия и даже в результате его кончины. Увлечённые его энергией люди будут жить, общаться, обмениваться опытом, пытаясь сохранить и достойно нести этот прометеев огонь. Сам культурный центр будет развиваться, приобретая другие очертания в случае трансформации ядра. И потом: что может заменить счастья живого общения между людьми?

Что необходимо для организации подобного центра? Прежде всего – талант и желание. Что касается количества участников, то, как сказал Христос: «Где двое или трое во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18:20). Энтузиазма трёх или даже двух людей оказывается достаточно для чудесного преображения нашей предельно практичной, расписанной по минутам жизни. Музыкально-поэтический вечер, организованный у себя дома в рекламе не нуждается, как и музей под открытым небом избавлен от арендной платы. Итак, как говорится в Евангелии: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет – у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12).

Культурное возрождение невозможно без личности, чьи идеи меняют руслоисторического процесса. К личностям всемирно-исторического масштаба относятся, прежде всего: Сократ, Христос, Лютер, Вольтер, Дарвин, Маркс, Ленин. Из неоткрытых имён этот ряд продолжает ВладиМир с его философским наследием. Без принятия нового универсального учения ВладиМира, которое несёт в себе как мощную христианскую апологетику, так и определяющий общемировое развитие философский диалектический метод, ожидание культурного расцвета России остаётся лишь благими пожеланиями в рамках пустопорожних околонаучных споров.

Люди, очнувшись от гедонистического сна, наконец, обращаются к поиску смыслов. Жаждут иметь не мнения, а убеждения. Потянутся силой притяжения к центру Истины, Любви и Красоты. Новые формы искусства – это живое средоточие культурной жизни народа в созвездии творческих личностей. Суть основание подлинного грядущего возрождения нашей, щедро одарённой талантами, Родины.

 

 

Екатерина Владыкина20 ноября 2019

         

 

 

 

 

 

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира