Русская Идея в русском мировоззрении

Воззрение на мир можно рассмотреть двояко: с одной стороны это – система представлений (образов мироздания) или т.н. наивная картина мира, с другой – система понятий (логических категорий) или т.н. научная картина мира.

Представление, образное мировоззрение основано на желании, опыте, на навыке чувств и обладает цельностью, индивидуальностью, где каждому явлению определено своё место. Оно есть грандиозное здание, выстроенное сознанием, приносящее покой и уверенность в поступки и волю человека и общества.

Понятийное, научное мировоззрение основано на размышлении (speculatio) и представляет собой свод непреложных законов (принципов), позволяющих приложить их к любому имеющемуся или возникающему явлению. Оно обладает прогностической мощью, способной устоять перед любыми изменениями.

Представление – многообразно, его содержание определяется как изначальными устремлениями человека или сообщества, так и опытом, приобретаемым в процессе осуществления устремлений. Им формируется характер конкретного человека и народа. Общими представлениями поддерживается единодушие и солидарность общества. Благодаря единым представлениям народ является тем, что он есть и сохраняет свою устойчивость. Они есть душа и цементирующая среда каждого народа.

Понятие же – единообразно и универсально, но может разворачиваться (в силу своей абстрактности) в бесчисленное количество образов,  а потому приемлемо любым индивидуумом и сообществом. Оно не имеет какого-либо национального содержания, но есть всеобщее достояние.

Принцип Ньютона – лишь формула, значки на бумаге (или в голове), но он порождает множество образов (как например, яблоко, падающее на голову). По этой формуле мы можем рассчитать, с какой силой упадут снежные хлопья, а с какой – такого же размера железный шарик. Для представления это и так интуитивно понятно, и оно, исходя из жизненного опыта, сделает правильный вывод, что падающих снежных хлопьев опасаться не надо, а железки – нужно. Но есть задачи более сложные, которые человек в обычной жизни не наблюдает, не имеет чувственного опыта – к примеру, запуск ракеты или строительство высотных зданий. Без учёта научных законов эти задачи невыполнимы. Тем более, когда целью является построение Идеального Царства, Царства справедливости или познание Бога (или всего, что ещё не совершилось). Всё это – не имеющее места в опыте – как раз достигается только посредством понятия, через научное предвидение, даруемое научным видением мира. При этом из понятия невидимого предмета уже может сформироваться и представление о нём, добавляя существенный штрих к сложившейся образной картине мира, а иногда значительно её перестраивая.

Всеобщая Божественная Идея в качестве научной картины мира отражает её синтетичность и представляет собой учение о Триединстве Бога, выраженное в строгих понятиях в виде системы незыблемых диалектических законов.

В качестве народных представлений она отражает свою телеологичность (результативность), т.е. она эсхатологична (ориентирована на «конец веков») и вневременна. Ярко выраженную эсхатологическую ориентацию мы находим в мировосприятии не только русского человека, но также у евреев и мусульман, но только в русском представлении результатом является не конец мира и не торжество одного народа над другими, но торжество Божьей Правды на земле для всех людей.

Философская наука сама по себе, как отвлечённая дисциплина получила возможность развиваться в западной культуре, имея там свободу от традиции, канона, морали. Абстрагировавшись от народных представлений и чаяний она достигла абсолютных высот (в лице Спекулятивной Науки), но, что неслучайно, нигде в мире (включая породившую её цивилизацию) не обрела своей жизненности, кроме как на русской почве. Божественное Понятие, являясь источником и причиной всего, свою полноту обретает в Божественном воплощении, в порождённом им Образе.

В русской культуре представление и понятие всегда были неразрывно связаны – народные представления не выходили за рамки (за кон) учения о Триедином Боге, но модулировались им, философские же учения были связаны целеустремлённостью, характерной для представления. Поэтому собственно философия, философия абстрактных понятий, анализа не выделялась в русской культуре до последних времён.

 Только в конце времён, повинуясь требованию момента, русская культура, будучи синтетичной в основе, а потому впитавшая прежде все достижения мировой философии, выражает Русскую Идею также и в форме научной (философской) системы.

В представлении Божественная Идея предстаёт как осуществлённая вечность. Это особенно характерно проявляется в восприятии хронотопа – движения времени.

Если представления о прогрессе рисуют движение от неразвитого прошлого через настоящее к блистательному будущему (время движется вперёд), то в эсхатологическом видении будущее (вечность) уже есть («близ есть, при дверях»), а все происходящие и происходившие события – это отшелушивание от «светлого будущего» всего несоответствующего ему («нечистого») и удаление такового в небытие безвозвратно минувшего (время движется назад).

Только в силу такого «обратного» восприятия времени русский народ всегда мог безжалостно отказаться от прошлого и презреть себя в настоящем, ради утверждения «прекрасного далёко», а потому двигаться в истории и двигать историю.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира