Многомерность пространства личности и роль общества в её формировании

И.К. Джерелиевская

РОО «Центр этики и эстетики Русского мира»

Москва

 

Опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского,  предложившего рассматривать процессы онтогенеза в контексте филогенеза, т.е. в логике развития человеческого рода, выраженного в истории культуры, мы полагаем актуальным рассмотрение  проблем образования в фокусе антропологических воззрений. Подобный подход позволяет включить  в себя  критерии  оценки качественного развития личности и выполнения обществом своей роли по отношению к этому развитию.

В трактовке проблемы взаимосвязи личность – общество можно выделить несколько основных философских подходов, различающихся представлением о природе пространства личности. В первом из них - социальном подходе пространство личности не имеет своего собственного бытия, оно формируется  обществом. Второй - экзистенциальный  подход, наоборот, предполагает, что пространство личности самодостаточно, а общество выступает   как отчуждающая его система. Наконец, в контексте русской религиозной философии личность мыслится как особое оформление трансцендентного  качества, общего для всех людей. Исток личности здесь -   в высших началах бытия, которые выражаются в одухотворенности мира.

Философские концепции, представляющие природу пространства личности, тесно связаны со спецификой  соответствующего  общества. Социальный подход к личности абсолютизирует роль общества и оказывается одним из важных принципов формирования индустриального общества и всех вариантов тоталитарной организации общественной жизни. Экзистенциальный подход соответствует  западному обществу с его установкой на  индивидуализм. Религиозно-философские  концепции личности в русской философии обозначили связь со спецификой российского общества как традиционно направленного не только на объединение  отдельных индивидов, но и на удержание связи с трансцендентным началом. Именно последнее обусловливает потребность и способность  личности к самотрансценденции.

Настойчивое требование русских религиозных философов рассматривать феномен личности как «неравномасштабный» обществу, требует пояснения в современном контексте и представляет интерес  для  анализа современного образовательного процесса.

Опираясь на положение В.Б. Устьянцева о наличии двух структур - внешней и внутренней -в  пространстве личности  [4, С.118], мы выделяем  социальную (внешнюю) и ценностно-смысловую (внутреннюю) структуры, развитие каждой из которых востребует дифференцированного  и специфического воздействия. Социальная структура является продуктом социализации и показателем  освоения личностью требований общества. Сюда следует отнести знания, навыки, умения, компетенции, статусное и ролевое поведение, следование этикетным нормам, моде, в широком смысле - массовой культуре. Внутренняя структура пространства личности, являющаяся продуктом инкультурации,  несет пристрастное отношение человека  к действительности, преобразует в сознании саму эту действительность. Здесь особое значение приобретают  ценности и смыслы,  имеющие иерархический характер. Становление личности,  таким образом, связывается как с приобретением  теоретических и практических знаний, социального статуса или успеха  (все это –  лишь внешние пространственные структуры личности), но прежде всего, с поиском  смысложизненных ценностей, через призму которых человек  оценивает  события мира и себя.  

Личностные ценности как осознанные общие смысловые образования являются конституирующими единицами внутреннего пространства, которые определяют главные отношения человека к основным сферам жизни, играют роль «внутреннего навигатора». Они  помогают ему занять позицию по отношению как к внешней среде (социальному и природному окружению), так и внутренней среде – собственному психофизическому миру и характеризуют человека как существо духовное, способное постоянно выходить за пределы себя. Но выйти за пределы себя можно только в пространство другой культуры, в сферу более высоких смыслов, которые обогащают его собственную жизнь и помогают привносить в окружающий мир человеческую направленность. Способность к самотрансценденции осуществляется через связь внутреннего ценностно-смыслового мира личности с вечными и абсолютными ценностями. Именно эта связь охраняет  субъектность личности, делает её уникальной и неповторимой. Индивидуальность рождается как результат осознания индивидом своей личной причастности к вечности.

Одновременно существует убеждение [2, С.94-95], что внутренний ценностно-смысловой мир личности выступает как положительный потенциал эволюционного процесса человеческой природы,  обеспечивая особую систему универсальных  способностей человека к целостному мышлению, к сопереживанию и состраданию, а также к творчеству.

Оскудение внутреннего мира всегда ведет к паталогическим изменениям личности. Дело в том, что никакие социализирующие действия не могут стать успешными, если они одновременно не обогащаются личностными  ценностями и поэтому не принимаются личностью свободно и добровольно. Социальные требования, если они не обращены к ценностно-смысловому миру, приобретают значение фактора принуждения и формируют внутренний протест.  В этом случае личность заключает в себе потенциальную  угрозу общественному  порядку, стремясь в той или иной форме, нередко – асоциальной, канализировать накопившееся внутреннее напряжение. Именно поэтому мы являемся свидетелями абсолютно безответственных массовых акций.

Следовательно, можно резюмировать, что пространство личности многомерно, оно имеет два начала – социальное и трансцендентное, в силу чего оно одновременно принадлежит и миру вещей, и миру идей (ценностей и смыслов). По словам Н.А. Бердяева, человек причастен и времени, и вечности. При этом связь с трансцендентным началом не только питает внутренний духовный мир человека, но и помогает ему поступать по-человечески во всем многообразии социальных отношений и даже выходить за пределы социального  окружения, чтобы  сделать его более совершенным и справедливым.

Проблема видится в следующем. Во-первых, система образования нацелена исключительно на процесс социализации и пренебрегает необходимостью приоритетного  развития внутреннего ценностно-смыслового мира человека. По мысли А.С.Арсеньева, ранняя социализация ребенка, которая всегда есть адаптация к миру вещей,  является  катастрофой. Он полагает, что «нормальное развитие личности подростка требует не социализации, а противоположно направленного движения обособления и самоуглубления, в процессе которого осуществляется выход за границы социальности в область актуальной бесконечности» [1, С.131]. Во–вторых, ценностно-смысловая составляющая как нашего жизнеустройства в целом, так и системы образования в частности, оказалась опустошенной вследствие процесса деиделогизации. Ребенок лишен возможности сформировать картину мира сквозь призму идеала, он « целиком выброшен в процесс времени, у него ничего нет от вечности и для вечности. Поэтому он оказывается лишенным внутреннего содержания, становится общественной функцией, его жизнь дегуманизируется» [3, С.406]. В-третьих,  система образования как социальный институт воспроизводит дисфункции: непростроенность ценностно-смысловой основы его деятельности ведет к симулякрам, вследствие чего имеющиеся проблемы не решаются, а накапливаются. Таким образом, современный момент отмечен острым противоречием между многомерностью пространства личности и неспособностью общества выразить эту многомерность в организации своей жизни, в том числе системы образования.

Список литературы:

1. Арсеньев А.С. Подросток  глазами философа: философский очерк // «Развитие личности». 2013,  № 2, - С. 110-184.

2. Бирич И.А. Ценностный подход к образованию // Философские проблемы науки и образования: Сборник научных статей.- М.: МПГУ, 2006. – 201с.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н.А. Бердяев – М.: ЗАО «Сварог и К».  1997, -  С.245 - 412

4. Устьянцев  В.Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала //Современная парадигма человека: Межвузовск. науч. сборник.- Саратов.: Изд-во Саратовского гос. техн.ун-та, 2000. – 197 с.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира