Мы в метро

Когда еду в метро на работу, постоянно вижу такую картину: почти все пассажиры смотрят в экраны своих мобильных гаджетов,  погружаясь в беспрерывную коммуникацию в социальных сетях. Однако, по моим наблюдениям, возникает удивительный парадокс: чем  более увлеченно человек общается с другими в виртуальном пространстве, тем с большим неудовольствием он возвращается в мир реальных людей.  Нередки случаи  агрессии,  например, в ответ на обычный вопрос: «Вы выходите на следующей станции?» Думаю, впрочем, каждый может привести множество примеров, подтверждающих эту мысль.

Что же происходит? С одной стороны,  компьютеризация помогает преодолеть  время и пространство, разделяющее людей. Но, с другой стороны, разобщённость между людьми нарастает. С одной стороны, круг общения расширяется, с другой стороны, характер этих отношений становится более примитивным и лекговесным.

Смею предположить, что мы являемся свидетелями деформации способа  удовлетворения одной из важнейших экзистенциальных потребностей человека – потребности в аффиляции (причастности). Человек изначально стремится стать частью общества, профессионального или дружеского сообщества, семьи или, в конце концов, другого человека. Он ищет любви, дружбы, уважения и общественного признания.

Удовлетворение этой потребности веками  приучало человека быть терпимым, самоотверженным, надежным, уметь ограничивать себя

и нести ответственность. Словом, потребность людей двигаться на встречу друг другу сформировала в них способность трудиться душой.

Ценность именно этого труда поставлена под сомнение в настоящее время. Коммуникации в социальных сетях создают иллюзию причастности, но при этом не обременяют человека никакой ответственностью, не призывают к работе души. В результате он эмоционально «засыхает», «черствеет», утрачивает навыки человеческого общения.

Очевидно, это путь к тотальной деградации человеческого вида, ибо потребности, которые не удовлетворяются, иссякают, способности, которые не развиваются, умирают.

Как возвратить человеку ценность  живого общения и радость бытия? Очевидно, только приподняв его над системой современных технологий, сделав его важнее, значительнее этой системы, превратив её исключительно в инструмент его развития  и саморазвития. Но роль пользователя, потребителя, которую приходится играть современному человеку, делает невозможной мотивацию саморазвития: с точки зрения пользователя выгодно не развить себя, а переложить ответственность, например, на искусственный интеллект. Поэтому нам необходима новая, вероятно, планетарная идея, возвращающая человеку возможность творчества и необходимость ответственности.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира