Ноосферное сознание – универсальная общечеловеческая парадигма современности

Т.Е. Барсова

 

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

 

Жизненное пространство мира человека наполнено разными смыслами, регулирующими его субъективное отношение к миру. От того, какие ценности и смыслы лежат в основе этого отношения, зависят судьбы человеческой цивилизации.

В 2018 году  12 марта  исполнилось 155 лет со дня рождения Вернадского В.И. Научное сообщество страны отметило эту дату  проведением всевозможных конференций, семинаров, посвященных и личности  мыслителя и его творчеству. В фокусе философской рефлексии современный уровень понимания  феномена ноосферы, ценностей ноосферного сознания. Учение Вернадского пронизано оптимизмом и верой в то, что при переходе от биосферы к ноосфере разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.  Насколько оправдан этот оптимизм в современных условиях?

С конца 20 -  начала 21 века мы все чаще говорим об обострении экологических, демографических, антропологических проблем, порожденных  техногенной цивилизацией, которая в гуманистическом измерении во многом исчерпала себя.  Приоритетные ориентиры человеческой деятельности: деньги, собственность, власть привели человечество к опасной грани, обострив до уровня глобальных, множество проблем.  Обеспокоенность судьбами человечества, кризисом его жизненных реалий, заставила исследователей обратиться к анализу  базовых ценностей техногенной цивилизации. Среди них приоритетен рациональный подход к миру. Он связан с наукой, техникой, рыночными отношениями.

Как известно, на ранних стадиях развития общества человек действовал в локальных, исторически ограниченных условиях, и его разумная деятельность, какой бы эгоистической по своим целям она ни была, не составляла угрозы для планеты в целом. Но сегодня разум стал общепланетарной силой и главным инструментом  антропогенной деятельности человека. Сциентистская уверенность в том, что все можно просчитать и научно обосновать не оправдана, когда речь идет не о локальном масштабе, а о глобальном, экологическом. Ведь, когда строили дамбу в устье Невы с благородной целью, -  защитить город от угрозы наводнений, то не рассчитывали, что река в этом месте зацветет. Также  научная экспертиза разрешила строительство целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, что было продиктовано производственной необходимостью и экономической целесообразностью; электростанции на озере Севан, а впоследствии  оказалось, что произошла перестройка ландшафтных функциональных связей, обеднение почвенного и растительного многообразия. В рамках современной синергетической парадигмы стало необходимо учитывать  нарастание феномена нелинейности и разнонаправленности изменений.

Цель данной статьи сформулировать     ценности ноосферной парадигмы,  релевантной современному обществу, способные регулировать отношения человека к природе, выявленные в трудах русских мыслителей. Для достижения  этой цели необходимо проанализировать и сравнить понимание мира и отношение к нему человека в разных течениях (философско-религиозном и научном) русского космизма.

Современная постнеклассическая наука ориентируется на ценностнорациональный способ мышления, ей уже  тесно в узких рамках классической целерациональности.   Пришло время менять  приоритеты, осознать, что духовное измерение в человеке главное.

В  трудах русских космистов  просматривается мысль о необходимости поднять рациональность  от утилитарно-прагматического уровня на высоту Разума. Целерациональное мышление основано на дуализме человека и природы, космоса; на  антропоцентризме. Антитезой ему представляется идея единства человека и природы, антропокосмизм. К 20 веку в результате мощного научно-технического развития возникло то, чему Вернадский В.И. дал название ноосферы, в рамках которой, по его мнению,  будет  осуществляться управление социально-природными процессами, как в интересах самого человека, так и для прогрессивного развития общества.  Весь вопрос в том, какие  ценности составят основу  ноосферного сознания.

Русский космизм неопределим однозначно. В нем выделяются разные течения: естественнонаучное, литературно-художественное, религиозно-философское, объединенные идеей целостного мира-организма, все части которого связаны  и влияют  друг на друга и на целое.

В естественнонаучной форме идеи космизма развивались В.И. Вернадским, К, Э. Циолковским. Н.Г. Холодным, А.Л, Чижевским и др. Для них характерна убежденность в необходимости создания новой научной картины мира, в рамках которой человеческое существование уже не было бы случайным.

Поэтически-художественное направление в космизме связано с именами В.Ф. Одоевского, А.В, Сухово-Кобылина, Ф.И. Тютчева, Андрея Платонова и т.д.

Религиозно-утопическое направление соотносится  с именем Н. Н. Федорова. Вместе с тем, мотивы, близкие ему, присутствуют и у В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева. Эти мотивы связаны с кризисом традиционного гуманизма, с критикой идеалов Просвещения, где человек ориентирован на внешний порядок вещей. Космическая тема в таком контексте приобретает характер одного из возможных вариантов выхода из всеобщего мировоззренческого кризиса.

Сравним взгляды философов-космистов и ученых-космистов. История, человек, разум, космос представляется ими по-разному.

Философы-космисты видели путь к общему благу и гармонии человека с миром через всеединство. Историю рассматривали как богочеловеческий процесс, в котором человек реализует свое богоподобие, эволюционирует от природного человека к богочеловеку (В.С. Соловьев).

Ученые-космисты (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, др.) рассматривали эволюцию природы, ее направленное и прогрессивное развитие, видели в ней внутреннюю цель. Жизнь на Земле мыслилась как результат космических излучений, т.е. как космический феномен.

Философы-космисты считали, что гармония и совершенство мира могут быть достигнуты в результате духовного единения человека с богом, погружения в божественную реальность, открытие бога в душе, преображение себя.

Ученые-космисты считали гармоническое мироустройство результатом преобразовательной деятельности человека. Ноосфера, по Вернадскому, сфера качественного преобразования биосферы на началах разума и социальной справедливости, преобразования и одухотворения окружающей среды. В.И. Вернадский отмечал, что человек как «природообразующий фактор» ответственен за происходящее в биосфере и должен превратить биосферу в ноосферу. Человечество становится геологической силой, но действует она в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого [1, с. 218].

Философы-космисты в традициях всеединства мыслят космос как духовную бесконечность, сверхрациональную реальность.

Ученые-космисты рассуждают о разумном космосе, о звездных мирах, о причастности человека этому космическому Разуму.

Философы-космисты в понимании единства человека и природы исходят из концепции целостного человека, который руководствуется единством знания (эмпирического и теоретического) и веры. Для них ставка только на разум в деле совершенствования жизни не оправдана. Сам по себе разум, не будучи ограничен и дополнен верой, нравственностью, – источник бед и потрясений, зла.

Ученые – космисты оценивают разум иначе – как благо великое. А губительное вмешательство человека в природу от неразумия, утраты связи с космическим разумом. Космический разум – предельное основание бытия, а человеческий – его часть.

Понимание человека как богоподобного существа, смысл и назначение которого  в творческом самопреображении и обожении жизни, характерно для религиозно мыслящих космистов. В.И. Вернадский же – мыслитель планетарного масштаба - смотрит на человека как на творца ноосферы, сознательно и разумно управляющего процессами.

Несмотря на выявленные различия в оценках человека, космоса, его места в нем, разума, русские космисты едины в том, что 1) человек внутренне причастен космосу, природе, их связь органична; 2) человечество едино как планетарная общность; 3) необходимо утвердить новое отношение человека к природе, основанное на единстве сознания и действия (внутреннего и внешнего). Отношение к космосу не может оставаться созерцательным. Н. Федоров еще в 19 веке призывал соединить человека (разум) и космос (силу). Взаимозависимость человека и космоса требует целостного видения мира.

Продолжением учения  о  ноосфере является идея коэволюции, развитая Н. Моисеевым. Совместное развитие человека и природы все больше осознается как регулятив человеческой деятельности. Звучит очень современно, актуально. Найти бы еще способы ее реализации.

Ноосфера сегодня – это во многом техносфера, и управлять приходится не естественной, а искусственной реальностью. Общим местом стала тревога по поводу того, что технические системы становятся совершеннее и автономнее от человека, превращая его в своего заложника (вспомним хотя бы тревожные ожидания сбоя компьютеров  на рубеже 2000). Вызов времени- смена ценностного императива: не человек для техники, а техника для человека.

Разумная регуляция природы, коэволюция (совместное и согласованное) преобразование себя и природы предполагает отказ от антропоцентризма во имя антропокосмизма. Нужно помнить о своей укорененности в природе, о том, что меняется не только природа, но и сам человек. Деятельность планетарного человечества подчиняется иным критериям. Переход от локальных масштабов деятельности к ее глобальному измерению требует принятия экологического императива, идеи антропокосмизма, культуроцентризма, т.е. приоритета культурных духовных ценностей перед ценностями потребления, материальными; идеи всеединства человека с космосом должны стать фактом массового сознания. Но это легче сказать, чем достичь.

Ноосферное сознание предполагает иные мировоззренческие идеалы отношения к природе, иную этику, базирующуюся на идее ответственного, а не хищнически-потребительского способа жизни, предполагает диалог человека с миром.  Оно задает видение человека не как хозяина и господина природы, а как ее сотрудника терпимо и ответственно относящегося к окружающему.

 Ноосферное сознание связано с поиском прочных оснований для спасения, выживания человечества перед лицом  глобальных кризисов, а, возможно, и  катастроф.  В основу ноосферного сознания могут быть положены  иные ценности. Они осмыслены в трудах русских философов.

Это ценность приоритета духовных потребностей в жизни общества и человека. Все стороны жизни человека связаны, но духовно-нравственные ориентиры в ней самые верные. Человек амбивалентен, ему нужен комфорт, благополучие, дарованное цивилизацией, но и красота, истина, добро, что идет от культуры, связано с духовными потребностями.

Это ценность соборности, всеединства. Сегодня как никогда человечество должно быть едино, переживая личную ответственность за зло в мире, за те последствия своей утилитарно-прагматической деятельности, которые поставили человечество на грань выживания. Эти ценности вполне можно осмыслить и в светском варианте. Об этом неоднократно писал Сагатовский В.Н. [3, с. 36-46].

Это ценность творчества. Генетический признак философии русского космизма – идея активной эволюции, т.е. преобразования не только внешнего мира, но и собственной природы. Человек-творец – самобытная, самоценная, свободная личность, отвечающая за строй всего мироздания. Творчество – это прежде всего самопреображение, актуализация духовного измерения. Очевидно, что русские космисты всех направлений смогли обобщить главное, в чем нуждается современное человечество, а именно – глобальное понимание проблем и ответственное отношение личности в решении задач планетарного масштаба, а это потребует от него новой экологической этики, умения и желания соразмерять свои потребности с возможностями биосферы.

Ноосферное мировоззрение, по В.И. Вернадскому, исходит из того, что наука, религия и философия есть три независимые формы Разума, каждая из них решает свои задачи. Кратко говоря, наука стремится к истине; религия –ориентирует на спасение; философия – ищет  истину для спасения.

Задачи постнеклассической науки заключаются не только в рациональном познании мира, но и в ценностно-целевом, ответственном освоении его. Религия дополняет науку тем, что дает представления о человеке, его смысле жизни, о добре и зле. Философия же рассматривается в теории Вернадского как  интегрирующее, обобщающее начало, идущее к объяснению мира через критику и поиск истины.

Об отношении науки и религии В.И. Вернадский писал: «Если же мы всмотримся во всю историю христианства в связи с вековым его спором с наукой, мы увидим, что под влиянием этой последней понимание христианства начинает принимать новые формы, и религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может за нею следовать. Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения» [2, с. 52].  В.И Вернадский хорошо понимал (и сегодня это особенно актуально), что ученому мало быть хорошим специалистом, надо быть гражданином -  нравственным, ответственным, неравнодушным к судьбам людей. Будущее человечества зависит не только от научно-технического прогресса, но и от многих других  проявлений духовной жизни человека.

Человечеству, как и любому биологическому  виду в природе,  приходится бороться  за выживание, но способы выживания, жизненные установки в современных цивилизационных реалиях придется в корне менять. В.Н. Сагатовский, размышляя об этом,  предлагает исходить в понимании ноосферы как развивающейся гармонии общества, личности и природы на основе развивающейся гармонии души, духа и материи. Он видит источник глобальных проблем современности в установках, доминирующих в современной цивилизации, где во главу угла ставятся субъектно-объектные отношения: подчинить, использовать, стремиться к максимуму всего.

 Ноосферная же организация бытия делает упор на отношения субъект-субъектные:  понять, принять и вместе совершенствовать и совершенствоваться в режиме оптимума. Воля к любви должна одолеть волю к власти. «Чтобы служить гармонии мира, люди сами должны стать гармоничными. А поскольку гармония эта – развивающаяся, то нет другого пути, кроме как взять на себя ответственность за саморазвитие и развитие бытия»  [4, с.226].

В заключение подчеркнем, что ценности ноосферного сознания, выработанные в русской философии, вполне современны.  Мир целостен, как бы сильно мы ни отличались друг от друга по менталитету, уровню и качеству жизни, традициям и научно-техническим достижениям, у нас единая общепланетарная судьба. Ноосферное сознание – универсальная общечеловеческая парадигма современности.

В.И. Вернадский сообщил импульс процессу всестороннего осмысления стратегий воздействия на природу и границ права на такие воздействия. Основой ноосферы в ее современном понимании должен быть разум, возведенный на глобальный уровень заботы и ответственности.

Библиографический список

 

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста . М.: Наука, 1988. – 520 с.

2.  Вернадский В.И. Избр. Тр. по истории науки. - М.: Наука, 1981. — 359 с.

 3 Сагатовский В.Н. Базовые ценности русской культуры // Парадигма - философско-культурологический альманах. 2009. - Вып.12. – С. 36-46.

4. Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. -  СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2004. - 232с.

 

 

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира