О вкусах спорят. Куда подевалась монументальная скульптура?

По ТВ показывали замечательный город Ставрополь, губернатор вещал об успехах на фоне некого пантеона великих земляков. Даже по телевизору было видно, что земляки сделаны непрофессионально, непохож Андропов со своими крупными и жесткими чертами лица, не Андропов, а сморщенный старикашка..

Ну да Бог с ним, автор видимо не успевал, отдал работу студентам, событийно можно понять - сроки. Но сам «мемориал», бронзы переведено тонны, псевдо барочный китч, я не знаю кто автор или авторы, да и знать мне не интересно, жалко «бедного2 губернатора, явно гордящегося увековечиванием земляков, но ничего не понимающего в искусстве, впрочем, я и не требую этого от него, у него другая профессия.

А что творится в столице? Я сейчас говорю не о персоналиях, а о тенденциях, персонажи известны и без меня, а кто не знает есть интернет, он знает всё!

Антимонументальная вакханалия условно началась со сноса великолепного, с градостроительной точки зрения, памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Хоть что-то подобное, по простоте и лаконизму поставлено с тех пор?

Мой учитель скульптуры С.Л. Рабинович, когда нас ругал, говорил: «что вы мне куколок лепите?» Так вот за последние годы Москва заполнена бронзовыми «куколками» громадных размеров, пролеплены пуговички и галуны, аксельбанты и кресты, а монументов нет, нет символов, нет скульптуры как пластики.

Зато много литературщины и сомнительной, в духе псевдоклассицизма и псевдо барокко.

Вот как бы слепил наш современник памятник Минину и Пожарскому?? Прежде всего без пьедестала, чтобы была «интерактивность», можно было бы сделать селфи в обнимку с героями или у них на коленях, народу нравится, особенно туристам из Юго-Восточной Азии. Минин согбенно стоит с двумя ведрами собранных драгоценностей в армячке и шапке, Аля Иван царевич из детских сказок. Перед ним на богатырском коне в броне, тоже сказочной весь в сияющих доспехах, дотошно вылепленных, с сабелькой и обязательным темляком на ней, князь Пожарский в русском шеломе, а ля иерихонская шапка. За Пожарским толпа пеших и конных ополченцев, переходящая в перспективный рельеф. Вокруг, среди бревен, ведь смута – разруха, сирый и умильный народ взирает с надеждой на героев, де спасите соколики, не разворуйте! Всю эту лепоту обязательно благословляет церковный иерарх. Неплох бы ещё присовокупить бронзовую карту похода из Нижнего до Москвы хотя бы на четверть Красной площади тогда бы и дети, и туристы совсем прониклись грандиозностью трудов наших предков.

Что случилось, как получилось, что даже неплохие, мастеровитые скульпторы не понимают, не знают, забыли законы монументального жанра? Ведь я многих помню еще по советским худ советам и выставкомам, они мне и другим говорили умные и правильные вещи, за что я им до сих пор благодарен.

На фоне современного декораторства вместо монументальной скульптуры

Формальный гипер монументализм Вучетича, пронзительный трагизм Сидура, роскошная простата Мотовилова, победная страстность Мухиной, калёная ясность Никогосяна, поиск нового языка монументальности у Эрнста Неизвестного и т.д. становятся несбыточным сном для нынешнего поколения. 

На словах, у нас на Руси каждый первый скульптор числит себя «внучатым племянником» если не Микеланджело, то уж по крайней мере А.Т. Матвеева – русского советского классика, заложившего пластическую традицию бесконечно глубокого уважения к натуре при максимальном обобщении и сутийном выражении формы.

Но как-то не просматривается этой традиции в этих драпированных бронзовых куколках с ученическим, старательно пролепленными пуговками. Пуговки есть, складочки есть, а монумента нет!

У Гегеля есть рассуждение о действительном и недействительном, например, преступление есть т.е. бытийствует, но, оно недействительно, ибо неистинно!

В области монументального искусства, в последние 25-30 лет у нас складывается подобная ситуация, памятники есть, а монументального искусства нет!

Субъективные причины просты и лежат на поверхности: угодническое следование недоразвитым эстетическим вкусам заказчика, застрявшего в «понятном» 19 веке в до импрессионистической эпохи.

Качественный подход в оценке произведения, сколько лошадей, людей и картушей «всунешь» в произведение и каков будет их размер столько денежек и получишь. Да!, еще и расценки давно не обновлялись, а инфляция растет.

Объективные причины: как известно идеи движут Миром. А у нас в идейном плане полный откат назад, идейная контрреволюция, возврат к буржуазным идеалам.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира