Перформация как стратегия управления в обществе постмодерна

Ищенко Н. С.

Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Луганск, ЛНР

 

Характерной чертой общества постмодерна является формирование информационного пространства, в котором современный человек осуществляет ряд социокультурных практик. Свойства и функционал информационного пространства изучаются разными гуманитарными науками, включая философию культуры и философскую антропологию. Философская антропология изучает формирование, существование и изменение культурно-исторического типа человека постмодерна, который использует современные культурные формы для творческого воплощения своих культурных ценностей. Возможности доступа к информации и реализации творческого потенциала, которые получает современный человек в информационном пространстве, создают ощущение свободы, противоречивый характер которой, однако, уже начинает осознаваться [5]. Информационное пространство общества постмодерна делает возможным как эволюцию творческих методов освоения действительности, так и эволюцию методов управления. Одна из стратегий управления человеком с использованием перформативного ресурса информационного пространства будет рассмотрена в докладе.

Перформация это деятельностное освоение социальных практик человеком как субъектом социального взаимодействия. «Многократное воспроизводство закономерных структур практики закладывает общественно воспроизводимые обобщенные культурные сценарии перформативных практических действий или правила собственно человеческой жизнедеятельности. Совокупность элементарных правил рождает метод (способ) достижения той или иной цели. Осознание и культурное исполнение метода вызывает к жизни различные формы практического (ценностного) и теоретического (эпистемологического) сознания – протоканоны, ритуалы, обычаи, каноны, традиции, рецепты, научные теории и пр. Другими словами, законы бытия человека и общества, чтобы осуществиться, должны быть в той или иной знаковой форме осознаны и телесно освоены людьми, а человек в собственном смысле слова как раз и представляет собой устойчивую и миллионократно воспроизводимую совокупность социокультурно (т.е. не природно, а искусственно) созданных закономерностей совместного движения множества индивидов» [2, с. 13].

Сформированные в Новое время способы управления человеком используют перформативные механизмы социальной регуляции человеческого поведения [3]. Совместное действие больших групп людей возможно как результат обучения одинаковым видам деятельности. Перформация в обществах Нового времени формирует новый культурно-антропологический тип человека, способного выполнять заданные действия, ставить осмысленные цели в рамках существующего общественного устройства и рационально достигать их. Виды социального взаимодействия, осваиваемые в ходе перформации в течение жизни человека, структурируют социальное и культурное пространство общества, создавая культурную легитимацию определенного поведения и предоставляя возможность продвижения по социальной лестнице в определенных границах при условии реализации перформативных практик, недоступных человеку архаического общества и требующих научения и труда в новых условиях. Таким образом, социальное взаимодействие членов общества осуществляется как реализация «собственно человеческого» движения [2, с. 7]. Особые методы перформации в обществах модерна рассматривает Мишель Фуко в книге «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».

Мишель Фуко в своей работе анализирует основные характеристики власти в европейских обществах Нового времени, и выделяет самую главную черту, отличающую общества модерна от традиционных обществ в плане реализации власти в общественной жизни. Эта черта – постоянный надзор, которого не было в традиционных обществах. Постоянный надзор за людьми в обществах модерна Фуко называет паноптизмом, используя термин Иеремии Бентама, который в 1791 году спланировал идеальную тюрьму Паноптикон, получившую архитектурное воплощение в разных европейских странах в течение последующего столетия. Главный принцип Паноптикона - заключенный живет в насквозь просматриваемой камере и за ним могут наблюдать непрерывно в течение суток, сам же он не может видеть надзирателя [6, с. 292].

Паноптизм полностью реализовался в тюрьме, однако как принцип паноптизм структурирует разные сферы общественной жизни европейских государств. В обществах модерна организовываются сферы деятельности, в которых жизнь человека разделена на этапы, каждый этап содержит определенное количество действий, которые нужно освоить, освоение каждого действия происходит под надзором вышестоящих и оценивается, и лишь после оценки освоенного можно переходить к следующему этапу . Те сферы жизни, в которых реализуется указанным образом контроль и оценивание, представляют собой школу, больницу, казарму, тюрьму [6, с. 197 и сл.]. Все эти институции в их современном виде начинают складываться в XVII-м веке и приобретают законченный вид к началу XIX-го века. Каждая такая социокультурная подсистема представляет собой систему обучения, надзора и наказания, имеет свою специфику, которая базируется на общей основе.

Развитие этих подсистем общества в Европе Нового времени сделало европейские общества столь устойчивыми при межкультурном взаимодействии и позволило европейским странам создать и воспроизводить новую систему организации жизни, которая использует человеческий ресурс с максимальной эффективностью.

Использование механизмов перформативной регуляции социального действия для максимально эффективной организации труда позволило человеку Нового времени создать мир техники и информации. Технические приложения научных открытий в XIX–ХX вв приводят ко все большему расширению сферы наблюдения и контроля. Всевозможные механизмы прослушивания, фотографирования, наблюдения охватывают все новые топосы социокультурного пространства. В настоящее время камеры на дорогах, в учреждениях, офисах, ресторанах стали обыденностью. Человек современного общества постоянно на виду и под надзором. Культурная легитимация этих процессов тотального наблюдения исходит из базовой культурной интуиции западного общества, которая связывает наблюдение, дисциплину, овеществление человеческого действия в виде денег и как следствие, эффективность и успешность.

Французский философ Жан Бодрийяр в работе «Симулякры и симуляции» постулировал конец паноптизма в обществе постмодерна [1, с. 45–46]. Бодрийяр считает, что к концу паноптизма приводит тотальная прозрачность общества, которая обеспечивается внедрением в нашу жизнь телевидение, а мы бы сейчас добавили, интернета и информационных технологий. Все наблюдают за всеми, размывается граница между зрителем и актером, участником и наблюдателем [4]. Мы считаем, что постулировать конец паноптизма несколько преждевременно по двум причинам.

Во-первых, системы модерна, описанные Фуко, до сих пор существуют. Тюрьма и больница, армия и школа как мощные перформативные институции существуют и работают. Их реформируют и трансформируют, однако отказаться от них человечество постмодерна не может. До сих пор эти системы или их аналоги составляют каркас современного общества, обучая большие массы людей выполнению одинаковых действий, которые контролируются и оцениваются на разных этапах.

Вторая же причина заключается в том, что наряду с перформативными механизмами модерна общество постмодерна создает свои механизмы формирования единых стандартов общественной деятельности. Эти механизмы реализуются в первую очередь в информационном пространстве и представляют собой моду в самом широком смысле слова. Мода на стили одежды, музыки, развлечений, которая во все времена была средством регуляции общественного действия человека, в информационном пространстве дополняется модой на образы, позы, поведение, которые задаются не только публичными людьми, но и культуртрегерами меньшего масштаба.

В настоящее время блоги, каналы, соцсети в интернете исчисляются сотнями и тысячами. Они имеют самые разные направления, задавая стандарт поведения даже в самой интимной сфере, которая была недоступна прежним паноптическим системам, как минимум в отношении законопослушных граждан. Через интернет люди узнают как правильно одеваться дома, готовить, делать уроки, делать ремонт, организовывать семейные праздники и посиделки с друзьями, какими словами описывать себя и свои действия, в каких позах фотографироваться и как себя презентовать в разнообразных подсистемах информационного пространства. Масштабы этого вида контроля неизмеримы прямо, и могут быть оценены только косвенно, по популярности тех или иных регуляторов мнений, однако их перформативный эффект не вызывает сомнения. Человек постмодерна в своей социально-одобряемой деятельности ориентируется на образцы, которые не стали менее обязательными от того, что субъект контроля сейчас распределен по всей референтной группе конкретного пользователя.

Таким образом, управление поведением человека в обществе постмодерна не уменьшило своей всеохватности с появлением специфических практик, обеспеченных информационным пространством современности. Наряду с институтами общества модерна, в рамках которых человека обучают, контролируют и оценивают, появляются не закрепленные жестко в социальной структуре, однако столь же действенные практики, которые создают и воспроизводят элементы социально-одобряемого поведения в разных сферах социокультуры, используя ресурсы информационного пространства.

 

Литература

 

  1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции : [пер. с фр. А. Качалова]. М. : ПОСТУМ, 2018. 240 с.
  2. Воеводин А. П. Substantia humana // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). 2012. № 1-2. С. 3–17.
  3. Воеводин А. П. Перформативные механизмы социальной регуляции / А. П. Воеводин // Філософські дослідження : зб. наук. пр. Східноукр. нац. ун-ту імені Володимира Даля. – Вип. 12. – Ч. 1. – Луганськ : Вид-во СНУ імені В. Даля, 2010. – С. 212 – 231.
  4. Заславская, Е. А. Деконструкция границ в феномене селфи [Электронный ресурс] / Е.А. Заславская // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры : сборник материалов VІ международной научно-практической конференции, сентябрь-декабрь 2018 г. – Режим доступа: http://ogiik.forum24.ru/?1-3-0-00000012-000-0-0-1544987446
  5. Заславская, Е. А. Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Диалектика свободы человека». 11.12.2018 г. Москва, Дом Лосева. URL: http://russduh.ru/publikacii/dialektika_svobody__i_kontrolya
  6. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. [пер.с фр. В. Наумова, под ред. И. Борисовой]. М. : Ad Marginem. 1999. 480 с.

 

Информация для контакта:

Ищенко Нина Сергеевна, +380951984393, niofterna@gmail.com

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира