Полилогия исторических свобод и запретов в градационном развитии общества

Харчевников А. Т.

г. Москва

 

Восходящее историческое развитие общества по сложности есть последовательность общественных форм производства, утверждающая с каждым очередным шагом восхождения новый, более высокого порядка, способ производства и «приучения» общества, людей к общественной воспроизводственной дисциплине и соответствующим общественным взаимоотношениям. Логика этого восхождения заключается в том, что каждая следующая общественная форма накладывает на взаимоотношения людей некие новые ограничения и запреты, которые «освобождают человека, все более защищают его от ранее торжествовавших несправедливостей, несвобод, угроз». Происходящее таким образом возрастание свободы человека по ступеням доминирования эндогенных форм означает и поступенное ограничение человеком своих действий в отношении к другим людям того же общества, в результате чего и для «других людей» эти нежелательные действия тоже становятся невозможными.  Следовательно, в последовательном восхождении по сложности каждый раз это все более, и более, высокий отрицательный (запрещающий) консенсус.

Этот исходный тезис опирается на основные положения известной пятитомной фундаментальной метатеории восходящего исторического развития общества по сложности А. С. Шушарина «Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)» и понятие «доминирования эндогенных форм». Поэтому напомним суть этих положений полилогии.

История развития общества есть история последовательного обобществления всех значимых объектов действительной жизни, что собственно и обеспечивает её восходящее развитие по сложности.  Сложность всякой системы, в том числе и социума, – это свойство, обусловленное внутренней закономерностью её построения, существования и развития, которое определяет ряд интегральных параметров, включая пространственную структуру и свойства протекающих в этой структуре процессов. Известно, что в своём движении и развитии каждая система стремиться к достижению максимально устойчивого состояния и форм упорядоченности в условиях окружающей её среды и самого существования. В наиболее укрупнённом и наипростейшем срезе возрастание по сложности можно представить цепью глобальных проявлений «космофизического – геохимического – биологического – социального». Это не исключает и их самого, внутреннего, развития по сложности, при этом собственно социальный срез является базовым предметом изучения в метатеории полилогия. В основаниях эндогенной, внутристрановой логики полилогии действительная жизнь отдельного общества в статике рассматривается как множество следующих базовых типологических объектов (рис. 1): - «человек» и «общая жизнь»; - «работник» и «пространство производства»; - «средства производства» и «функции, технологии»; - «информация» и «общественное познание»; - «философия жизни» и «мудрое решение»; и т.д.

Рис. 1. Действительная жизнь общества в эндогенной логике полилогии

(объём понятия "действительная жизнь" и базовые типологические объекты)

 

Каждому из перечисленных типологических базовых объектов соответствует свой способ его воспроизводства, который представляет, так называемую, чистую эндогенную форму (ЧЭФ), по сути, чистый процесс производства и воспроизводства базового объекта данной типологии. То есть, грубо говоря, это как-бы весь воспроизводственный процесс действительной жизни такого общества, которое содержит (состоит) только объекты одной типологии данной чистой эндогенной формы. Исторически каждый такой процесс (ЧЭФ) в своём развитии проходит три этапа: эмбриональное развитие - от начала человека и существования этого базового объекта в первоначальных типологически конкретных видах до второго этапа; второй этап - это этап доминирования и главенствования, когда идёт интенсивное развитие объектов этой типологии по сложности и наблюдается лавинообразный рост их номенклатурной конкретики; третий этап - обычное усложнение и расширение номенклатуры базовых объектов в их конкретики, когда эта типология базовых объектов входит уже в инфраструктуру общества и служит его интересам.

В целом, в совокупности (композиции), все эти ЧЭФ образуют единый процесс воспроизводства всей действительной жизни общества. Таким образом, каждому типологическому объекту действительной жизни соответствует свой собственный ЧЭФ-слой воспроизводственного процесса жизни на всём протяжении исторического развития общества. Эти слои-процессы, так же, как и кривая исторически восходящего развития обществ в целом, со временем возрастают в своей мощности и сложности.  На рисунке рост сложности каждой ЧЭФ отображается как возрастающая со временем толщина соответствующего слоя. Интегральная кривая развития общества по сложности представлена толстой белой линией с большими белыми кружками, символизирующими этап активного восходящего становления данной исторической градации (устар. «формации») при доминировании соответствующего ЧЭФ-слоя (помечен кружком) как воспроизводственного подпроцесса.  

Итак, производство и воспроизводство действительной жизни в каждый исторический момент есть композиция следующего множества чистых эндогенных форм ЧЭФ-подпроцессов, или чистых способов производства. Перечислим их в порядке восходящего исторического доминирования в обществе (рис. 2): - ЧЭФ «переломная первобытность»; - ЧЭФ «первобытная» (апополитейная); - ЧЭФ «рабовладельческая»; - ЧЭФ «феодальная»; - ЧЭФ «экономическая, капиталистическая»; - ЧЭФ «функциональная, социалистическая»; - ЧЭФ «информационная»; - ЧЭФ «общественное познание»; и др.

Рис. 2. Восходящий рост развития общества по сложности как композиция ЧЭФ воспроизводства типологических базовых объектов

 

Характерной особенностью исторического развития общества как композиции ЧЭФ является то, что в каждый исторический период, именуемый в полилогии градацией (устар. – формация), доминирует (главенствует) только одна ЧЭФ. Этот период доминирования определяет суть и характер (типологию) социально-воспроизводственной градации в развитии общества и название самой градации (см. рис. 2): первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, Информационное общество, Общество знания и др.

Возвращаясь к полилогии «свобод и запретов» в восходящем историческом развитии общества, отметим, что, образно говоря, на этапе градации рабовладение, где доминирует воспроизводство такого объекта как «работник», гуппо-иерархические отношения собственности относительно «общей жизни» и «частные» относительно самого человека уже «сняты», то есть обобществлены, «рабовладение запрещает уничтожать других людей, относиться к ним как к зверям». Далее, - в градации феодализм запрещается рабство, а человек уже не воспринимается как вещь; капитализм ликвидирует и запрещает прикрепленность людей и производства к местности; социализм запрещает экономическую эксплуатацию, а Информационное общество освобождает общество от статусного неравенства, планового детерминизма и дефекта производства, группового производственно-коллективного давления (рис. 3).

Рис. 3. Исторические негативы восходящего общественного развития по сложности

 

Эти отрицательные консенсусы, запреты «негатива», необратимо накапливаются нарастающим итогом, при этом каждый исторически последующий негатив в своём отрицательном содержании ниже предыдущего. В совокупном объёме это соответственно проявляется в морали, праве и общественных институтах.

При этом в каждой новой общественной форме, в новой градации, вырабатываются и принимаются новые, положительные консенсусы. Так при преодолении первобытности, можно сказать, договорились о том, что все люди воспитываются, обучаются, работают, то есть - просто живут. Однако при выполнении этого положительного консенсуса и без нарушения этого договора возникло, как говорят, само собой получилось рабство. Затем, при преодолении рабства, договорились, что отныне все не рабы, а граждане и соседи. Однако, не нарушая этот договор, получили тиски феодализма в форме крепостничества и удела (автаркию). Наконец, преодолевая тиски феодализма, пришли к согласию о экстерриториальности и торговле по взаимным соглашениям независимо от местности, однако соблюдая достигнутое соглашение получили экономическую эк­с­плуатацию.

Последующее эндогенное преодолении капитализма в ходе революционного построения социализма сформировало положительный общественный консенсус о работе по согласованным планам, но в процессе дальнейшего развития, без нарушения самого договора, исторически быстро «построили» социализм с линейной формой производства с уже новыми негативами, такими как дефект производства, статусное неравенство, «план ради плана».

Таким образом, - каждая приходящая новая историческая социально-воспроизводственная форма общества (градация) решительно и необратимо (можно сказать, - революционно) сбрасывает несвободы в виде недостатков и негативов предшествующей, реализуя отрицательный консен­сус при восхождении общества по сложности и очередное, преходящее, вхождение в ожидаемое «царство свободы». Однако, при каждом последующем более высоком положительном консенсусе негэнтропийного восхождения и честного соблюдения «договоренных» правил, общество «сра­зу обретает новые несвободы и постепенно обрастает ими», что, в образах синергетики, означает снижение состояния или рост энтропии, но «уже на новом, более высоком негэнтропийном уровне производства и воспроизводства действительной жизни». А это означает, что каждый эндогенный шаг внутристранового исторического восходящего развития ведет общество к установлению хотя и «худшего» из возможных порядков, но на уже «лучшем» уровне, относительно всех предшествующих уровней этого общественного порядка.  Такова логика необратимого восхождения в «царство свободы» и необратимого сброса обретаемых недостатков (негатива) на этом историческом пути восхождения по сложности.

В заключение, - каждая новая форма производства порождает свою характерную ментальность и идеологию. Потому при уяснении сути этой формы, этого образа жизни, мы мгновенно наталкиваемся на огромную стену непонимания и порожденных ею же превратностей идеологии, иллюзий и мифов.

Преодолеть это непонимание есть непреложный императив всякой эпохи «перемен».

Сайт: http://polilog.ucoz.net/; E-mail: polilog-5@narod.ru

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира