Проблема совмещения индивидуальной и коллективной свободы

 

Пересторонина М.Г.

Литературный институт им. А.М. Горького

Москва

 

  1. Человек существо двойственное: в нем сочетаются два созидающих мироздание начала – сознание и материя, - которые и порождают в нем постоянный диалог двух противоположных природ, что вытекает из этих начал и заключен внутри каждого человека. Это есть вечное внутреннее противоречие в человеке между «ангелом и животным», природным и божественным, телом и духом, разумом и чувствами, эмоциями и интеллектом и т.д.

 

  1. Индивидуальная свобода представляет собой возможность совершения человеком осознанного выбора в пользу одного из своих начал. Этот внутренний выбор разрешает противоречие, на которое обречен человек вследствие своей двусоставной природы, и находит свое продолжение в поведении человека, который после момента принятия решения, если оно было истинным, должен следовать своему выбору.

 

  1. Главная проблема внутренней жизни личности состоит в том, «чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов», и связана с необходимостью выработать в себе «ценностное сознание», которое позволяет совершать «подлинный выбор», поскольку «чистая культура выбора – это лишенный достаточного рационального основания, рискованный, не вытекающий из прошлого и настоящего акт, действие, не имеющее точки опоры»[1]. Если индивид обладает высоким уровнем осознанности и выработал в себе ценностное сознание, а также отдает самоотчет в своих действиях, то такой человек является ярким носителем подлинной индивидуальной свободы.

 

  1. Таким образом, человек может быть носителем подлинной индивидуальной свободы, заключенной в истинном самоопределении своих целей; стремящимся к индивидуальной свободе или человеком самосовершенствующимся, идущим сложным путем вопросов и ответов об истинных ценностях; и человеком просто присоединяющимся к ценностям коллективным, которые он принимает за свои собственные, считая личным индивидуальным свободным внутренним выбором.

Ценностное сознание или чистая культура выбора

Подлинная индивидуальная свобода

Стремление к

индивидуальной свободе

  •  

индивидуальная свобода

Человек как транслятор внутреннего выбора или степени индивидуальной свободы

Следование состоявшемуся внутреннему выбору без учета «трендовых» общественных ценностей

Мучительная необходимость постоянных выборов между внутренними устремлениями и «трендовыми» общественными ценностями

Необходимость постоянных выборов как акт приспособления к «трендовым» коллективным ценностям

 

  1. Внешняя свобода для человека заключена в возможности беспрепятственного осуществления или следования своему внутреннему выбору. Следовательно, коллективная свобода для отдельного человека является ничем иным как тем же выбором, точнее возможностью присоединения к наиболее подходящему социальному институту – культурному, политическому, религиозному, иерархическому и т.д. – из тех, которые могут быть предложены обществом в текущей исторической ситуации. Институту, в котором индивид сможет наиболее полно осуществить свой внутренний выбор, который совпадает с аналогичными индивидуальными выборами других людей. И общество в целом, как еще более иерархически высокий социальный институт, может либо удовлетворить запросы своих граждан, либо – нет.

 

  1. Подлинная индивидуальная свобода может и не требовать внешнего проявления, заключенного в коллективной свободе, как возможности осуществления своего внутреннего выбора в/с обществе/ом. Однако она всегда найдет свое проявление в поведении человека, которое он тем или иным образом транслирует в общество, тем самым осуществляя свое право на самоопределение и самовыражение. Человек, устремленный к индивидуальный свободе, как правило, заботится и о ее внешнем проявлении в обществе, которое не всегда находит. Человек же принимающий «трендовые» ценности общества за свои собственные нуждается во внешнем их выражении, поддержке и признании; ему просто необходимы соответствующие социальные институты, в которых псевдоиндивидуальные ценности могли воплощаться в коллективных свободах.

Человек: степень внутреннего выбора

Подлинная

индивидуальная свобода

Стремление к

индивидуальной свободе

  •  

индивидуальная свобода

Человек: степень сопряженности внутреннего выбора с внешними условиями

Внешнее выражение как акт коллективной свободы полностью зависит от тех ценностей, которые были положены в основу внутреннего выбора: если они совпадают с общественными институтами, то человек становится в таком случае на путь служения обществу, если нет – на путь борьбы

Необходим союз единомышленников, который оправдывает обоснованность личного внутреннего выбора и придает уверенности в нем: внешний выбор как акт коллективной свободы нуждается во взаимной (круговой) поддержке людей, разделяющих одни и те же ценности

Необходим устоявшийся социальный институт, поддерживающий и подпитывающий правильность внутреннего выбора: внешний выбор, может совершиться только за счет внутреннего присоединения к какому-либо уже существующему социальному институту.

Коллективная свобода как выбор подходящего социального института

Самая низкая зависимость между индивидуальной и коллективной свободами, поскольку внутренний выбор определяет внешние условия его проявления в обществе; но вне зависимости от полюса (+/-) отстаивания ценностей индивидуальной свободы коллективная здесь получает наибольшее выражение в обществе

Самая напряженная зависимость между индивидуальной и коллективной свободами; возможны частые ситуации отстаивания коллективной свободы как индивидуальной, и наоборот

Самая высокая зависимость между индивидуальной и коллективной свободой, так как социальные институты определяют внутренний выбор и поведение индивида в обществе через формулы и наборы правил, традиций, моральных норм и т.д.

 

  1. Если человек находит социальный институт, дающий ему наибольшую возможность самореализации внутреннего выбора, который позволяет наиболее полно совместить личные интересы человека с социальными запросами своего времени, то мы получаем ситуацию совмещения или совпадения индивидуальной и коллективной свобод, в которой отдельный индивид получает возможность гармоничного развития, а выбранная им общественная структура – верного приверженца. Это ситуация продуктивного творческого развития обеих сторон за счет друг друга.

Человек: степень внутреннего выбора

Подлинная

индивидуальная свобода

Стремление к

индивидуальной свободе

  •  

индивидуальная свобода

Общество: степень удовлетворения внешних выборов

 

Есть запрос и потребность; есть социальные институты

Человек: степень внешнего выбора

Подлинная коллективная свобода: служение, эффективный работник, фанатик, представитель моноидеи

Состоявшая коллективная свобода: эффективный работник, пока внешние выборы совпадают с внутренними устремлениями

Состоявшаяся коллективная свобода: эффективный работник, пока внешние социальные институты дают возможность для реализации внутренних устремлений

 

  1. Если человек не находит социальный институт, который бы представил ему возможность самореализации внутреннего выбора, то мы получаем ситуацию отсутствия интереса со стороны общества к индивидуальным устремлениям по отношению к отдельно взятой личности. Следовательно, проблемы совмещения индивидуальной и коллективной свобод здесь не стоит, но возможно проявление стремления к самовыражению, как трансляции индивидуальной свободы в общество, что неизбежно приводит человека к ситуации самоопределения и проблеме коллективной свободы.

Человек: степень внутреннего выбора

Подлинная

индивидуальная свобода

Стремление к

индивидуальной свободе

  •  

индивидуальная свобода

Общество: степень удовлетворения внешних выборов

 

Нет запроса и потребностей; нет социальных институтов

Человек: степень внешнего выбора

Одна из самых продуктивных ситуаций созидания коллективной свободы: поскольку в обществе нет подходящих социальных институтов для реализации внутреннего выбора, то их необходимо создать (все так или иначе харизматичные личности и лидеры)

Одна из наиболее острых ситуаций подавления коллективной свободы, поскольку общество не удовлетворяет внутренние запросы своих граждан, которые они осознали и которым готовы служить

Полное отсутствие проблем коллективной свободы, поскольку нет социальных запросов – нет и проблем

 

  1. Если человек попадает в ситуацию, когда социальные институты необходимые для реализации внутреннего выбора не способствуют самовыражению или самораскрытию личности в обществе, то мы попадаем в ситуации частичного или полного не совмещения индивидуальной и коллективной свобод. Так, при условии, что внутренний выбор человека является неустойчивым и возможен к пересмотру то, тогда за счет подавления индивидуальной свободы он может частично погасить внешнее противоречие между своими внутренними желаниями и внешними возможностями, выбрав, таким образом, частичную реализацию своих свобод. Но при условии, что внутренний выбор человека является подлинным и входит в явное противоречие с актуализированными общественными ценностями его времени то, тогда он может попытаться реформировать какой-либо социальный институт, наиболее подавляющий его индивидуальную свободу, и за счет этого противодействия реализовать свою коллективную свободу.

Человек: степень внутреннего выбора

Подлинная

индивидуальная свобода

Стремление к

индивидуальной свободе

  •  

индивидуальная свобода

Общество: степень удовлетворения внешних выборов

 

Есть запросы и потребности своего времени;

есть социальные институты, отвечающие целям своего времени

Человек: степень внешнего выбора

Самая продуктивная и эффективная ситуация подлинного выражения коллективной свободы, когда личные устремления индивида, приходя в резонанс с общественными институтами, начинают подвергать последние реформированию (Реформация)

Возможно, самая острая ситуация насильственного подавления коллективной свободы, поскольку общество требует от человека принятия и присоединения к уже существующим социальным институтам

Полное отсутствие проблем коллективной свободы, поскольку просто осуществляется выбор одного из социальных институтов из предложенного обществом перечня

 

  1. Если человеку не нужен социальный институт для реализации своего внутреннего выбора (отшельничество), тогда и не возникает ситуаций ни противодействия, ни подавления, ни созидания, ни совмещения индивидуальной и коллективной свобод в диалоге между человеком и социумом. Вероятнее всего, в такой ситуации можно говорить лишь только об индивидуальной свободе человека безотносительно к ее внешнему выражению, но только до тех пор пока личный путь не становится общественным течением (массовый уход брахманов в Индии в VI–V вв. до н.э. в лесное отшельничество, буддизм), в котором индивидуальная свобода находит свое выражение в коллективной.

 

  1. Степень столкновения индивидуальной и коллективной свобод может быть различна: от фанатически преданного служения или сопротивления, до творческого созидания «новых» идей, где индивидуальная и коллективная свободы человека могут реализоваться весьма ярко; а также перманентных вялотекущих процессов личных перевыборов, в которых индивидуальная свобода выражена менее всего из-за отсутствия осознанности, а коллективная, наоборот, из-за стремления приспособиться к текущим социальным условиям жизни проявляется весьма сильно.

 

  1. Другой проблемой совмещения индивидуальной и коллективной свобод в жизни человека является не совпадение во временном «масштабе» жизни отдельного человека и общества в целом. В истории человечества мы наблюдаем весьма мало людей носителей, так называемых, моноидей, служению которым они посвящают всю свою короткую, в масштабах цивилизации, жизнь. Как правило, в жизни обычного человека происходит периодическая возрастная переоценка ценностей, когда внутренние цели подвергаются корректировке или кардинальному перевыбору. Это переосмысление и ревизия внутренних ценностей ведет к постановке новых планов и задач, то есть к необходимости трансформации внешних условий для реализации внутреннего выбора. Таким образом, в течение жизни человеку приходится не единожды попадать в ситуацию поиска подходящих социальных институтов, которые бы предоставили возможность наиболее полного совпадения индивидуальной и коллективной свобод.

 

 

Литература:

  1.  Клизовский А.И., Основы миропонимания Новой Эпохи. –  https://www.youtube.com/watch?v=ig0fCNxrtgc&list=PLT19Wl4VvKFlznr_q4Nv0t0rBhcRw80ks&index=1 
  2. Линник Ю.А. Лекции по философии. –  https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 
  3. Мацих Л.А. История мировых религий. –  https://www.youtube.com/watch?v=NVN6urZD4no&list=PLjzffMa57lttxyXYUjxPMEeLvbwtRxBgt&index=1

 

 

Информация для контактов:

Пересторонина Маргарита Геннадьевна

тел.: 8-917-528-99-23

e-mail: margarita_perest@mail.ru

 

[1] Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. С. 47.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира