Пересторонина М.Г.
Литературный институт им. А.М. Горького
Москва
- Человек существо двойственное: в нем сочетаются два созидающих мироздание начала – сознание и материя, - которые и порождают в нем постоянный диалог двух противоположных природ, что вытекает из этих начал и заключен внутри каждого человека. Это есть вечное внутреннее противоречие в человеке между «ангелом и животным», природным и божественным, телом и духом, разумом и чувствами, эмоциями и интеллектом и т.д.
- Индивидуальная свобода представляет собой возможность совершения человеком осознанного выбора в пользу одного из своих начал. Этот внутренний выбор разрешает противоречие, на которое обречен человек вследствие своей двусоставной природы, и находит свое продолжение в поведении человека, который после момента принятия решения, если оно было истинным, должен следовать своему выбору.
- Главная проблема внутренней жизни личности состоит в том, «чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов», и связана с необходимостью выработать в себе «ценностное сознание», которое позволяет совершать «подлинный выбор», поскольку «чистая культура выбора – это лишенный достаточного рационального основания, рискованный, не вытекающий из прошлого и настоящего акт, действие, не имеющее точки опоры»[1]. Если индивид обладает высоким уровнем осознанности и выработал в себе ценностное сознание, а также отдает самоотчет в своих действиях, то такой человек является ярким носителем подлинной индивидуальной свободы.
- Таким образом, человек может быть носителем подлинной индивидуальной свободы, заключенной в истинном самоопределении своих целей; стремящимся к индивидуальной свободе или человеком самосовершенствующимся, идущим сложным путем вопросов и ответов об истинных ценностях; и человеком просто присоединяющимся к ценностям коллективным, которые он принимает за свои собственные, считая личным индивидуальным свободным внутренним выбором.
Ценностное сознание или чистая культура выбора |
Подлинная индивидуальная свобода |
Стремление к индивидуальной свободе |
индивидуальная свобода |
Человек как транслятор внутреннего выбора или степени индивидуальной свободы |
Следование состоявшемуся внутреннему выбору без учета «трендовых» общественных ценностей |
Мучительная необходимость постоянных выборов между внутренними устремлениями и «трендовыми» общественными ценностями |
Необходимость постоянных выборов как акт приспособления к «трендовым» коллективным ценностям |
- Внешняя свобода для человека заключена в возможности беспрепятственного осуществления или следования своему внутреннему выбору. Следовательно, коллективная свобода для отдельного человека является ничем иным как тем же выбором, точнее возможностью присоединения к наиболее подходящему социальному институту – культурному, политическому, религиозному, иерархическому и т.д. – из тех, которые могут быть предложены обществом в текущей исторической ситуации. Институту, в котором индивид сможет наиболее полно осуществить свой внутренний выбор, который совпадает с аналогичными индивидуальными выборами других людей. И общество в целом, как еще более иерархически высокий социальный институт, может либо удовлетворить запросы своих граждан, либо – нет.
- Подлинная индивидуальная свобода может и не требовать внешнего проявления, заключенного в коллективной свободе, как возможности осуществления своего внутреннего выбора в/с обществе/ом. Однако она всегда найдет свое проявление в поведении человека, которое он тем или иным образом транслирует в общество, тем самым осуществляя свое право на самоопределение и самовыражение. Человек, устремленный к индивидуальный свободе, как правило, заботится и о ее внешнем проявлении в обществе, которое не всегда находит. Человек же принимающий «трендовые» ценности общества за свои собственные нуждается во внешнем их выражении, поддержке и признании; ему просто необходимы соответствующие социальные институты, в которых псевдоиндивидуальные ценности могли воплощаться в коллективных свободах.
Подлинная индивидуальная свобода |
Стремление к индивидуальной свободе |
индивидуальная свобода |
|
Человек: степень сопряженности внутреннего выбора с внешними условиями |
Внешнее выражение как акт коллективной свободы полностью зависит от тех ценностей, которые были положены в основу внутреннего выбора: если они совпадают с общественными институтами, то человек становится в таком случае на путь служения обществу, если нет – на путь борьбы |
Необходим союз единомышленников, который оправдывает обоснованность личного внутреннего выбора и придает уверенности в нем: внешний выбор как акт коллективной свободы нуждается во взаимной (круговой) поддержке людей, разделяющих одни и те же ценности |
Необходим устоявшийся социальный институт, поддерживающий и подпитывающий правильность внутреннего выбора: внешний выбор, может совершиться только за счет внутреннего присоединения к какому-либо уже существующему социальному институту. |
Коллективная свобода как выбор подходящего социального института |
Самая низкая зависимость между индивидуальной и коллективной свободами, поскольку внутренний выбор определяет внешние условия его проявления в обществе; но вне зависимости от полюса (+/-) отстаивания ценностей индивидуальной свободы коллективная здесь получает наибольшее выражение в обществе |
Самая напряженная зависимость между индивидуальной и коллективной свободами; возможны частые ситуации отстаивания коллективной свободы как индивидуальной, и наоборот |
Самая высокая зависимость между индивидуальной и коллективной свободой, так как социальные институты определяют внутренний выбор и поведение индивида в обществе через формулы и наборы правил, традиций, моральных норм и т.д. |
- Если человек находит социальный институт, дающий ему наибольшую возможность самореализации внутреннего выбора, который позволяет наиболее полно совместить личные интересы человека с социальными запросами своего времени, то мы получаем ситуацию совмещения или совпадения индивидуальной и коллективной свобод, в которой отдельный индивид получает возможность гармоничного развития, а выбранная им общественная структура – верного приверженца. Это ситуация продуктивного творческого развития обеих сторон за счет друг друга.
Человек: степень внутреннего выбора |
Подлинная индивидуальная свобода |
Стремление к индивидуальной свободе |
индивидуальная свобода |
Общество: степень удовлетворения внешних выборов |
Есть запрос и потребность; есть социальные институты |
||
Человек: степень внешнего выбора |
Подлинная коллективная свобода: служение, эффективный работник, фанатик, представитель моноидеи |
Состоявшая коллективная свобода: эффективный работник, пока внешние выборы совпадают с внутренними устремлениями |
Состоявшаяся коллективная свобода: эффективный работник, пока внешние социальные институты дают возможность для реализации внутренних устремлений |
- Если человек не находит социальный институт, который бы представил ему возможность самореализации внутреннего выбора, то мы получаем ситуацию отсутствия интереса со стороны общества к индивидуальным устремлениям по отношению к отдельно взятой личности. Следовательно, проблемы совмещения индивидуальной и коллективной свобод здесь не стоит, но возможно проявление стремления к самовыражению, как трансляции индивидуальной свободы в общество, что неизбежно приводит человека к ситуации самоопределения и проблеме коллективной свободы.
Человек: степень внутреннего выбора |
Подлинная индивидуальная свобода |
Стремление к индивидуальной свободе |
индивидуальная свобода |
Общество: степень удовлетворения внешних выборов |
Нет запроса и потребностей; нет социальных институтов |
||
Человек: степень внешнего выбора |
Одна из самых продуктивных ситуаций созидания коллективной свободы: поскольку в обществе нет подходящих социальных институтов для реализации внутреннего выбора, то их необходимо создать (все так или иначе харизматичные личности и лидеры) |
Одна из наиболее острых ситуаций подавления коллективной свободы, поскольку общество не удовлетворяет внутренние запросы своих граждан, которые они осознали и которым готовы служить |
Полное отсутствие проблем коллективной свободы, поскольку нет социальных запросов – нет и проблем |
- Если человек попадает в ситуацию, когда социальные институты необходимые для реализации внутреннего выбора не способствуют самовыражению или самораскрытию личности в обществе, то мы попадаем в ситуации частичного или полного не совмещения индивидуальной и коллективной свобод. Так, при условии, что внутренний выбор человека является неустойчивым и возможен к пересмотру то, тогда за счет подавления индивидуальной свободы он может частично погасить внешнее противоречие между своими внутренними желаниями и внешними возможностями, выбрав, таким образом, частичную реализацию своих свобод. Но при условии, что внутренний выбор человека является подлинным и входит в явное противоречие с актуализированными общественными ценностями его времени то, тогда он может попытаться реформировать какой-либо социальный институт, наиболее подавляющий его индивидуальную свободу, и за счет этого противодействия реализовать свою коллективную свободу.
Человек: степень внутреннего выбора |
Подлинная индивидуальная свобода |
Стремление к индивидуальной свободе |
индивидуальная свобода |
Общество: степень удовлетворения внешних выборов |
Есть запросы и потребности своего времени; есть социальные институты, отвечающие целям своего времени |
||
Человек: степень внешнего выбора |
Самая продуктивная и эффективная ситуация подлинного выражения коллективной свободы, когда личные устремления индивида, приходя в резонанс с общественными институтами, начинают подвергать последние реформированию (Реформация) |
Возможно, самая острая ситуация насильственного подавления коллективной свободы, поскольку общество требует от человека принятия и присоединения к уже существующим социальным институтам |
Полное отсутствие проблем коллективной свободы, поскольку просто осуществляется выбор одного из социальных институтов из предложенного обществом перечня |
- Если человеку не нужен социальный институт для реализации своего внутреннего выбора (отшельничество), тогда и не возникает ситуаций ни противодействия, ни подавления, ни созидания, ни совмещения индивидуальной и коллективной свобод в диалоге между человеком и социумом. Вероятнее всего, в такой ситуации можно говорить лишь только об индивидуальной свободе человека безотносительно к ее внешнему выражению, но только до тех пор пока личный путь не становится общественным течением (массовый уход брахманов в Индии в VI–V вв. до н.э. в лесное отшельничество, буддизм), в котором индивидуальная свобода находит свое выражение в коллективной.
- Степень столкновения индивидуальной и коллективной свобод может быть различна: от фанатически преданного служения или сопротивления, до творческого созидания «новых» идей, где индивидуальная и коллективная свободы человека могут реализоваться весьма ярко; а также перманентных вялотекущих процессов личных перевыборов, в которых индивидуальная свобода выражена менее всего из-за отсутствия осознанности, а коллективная, наоборот, из-за стремления приспособиться к текущим социальным условиям жизни проявляется весьма сильно.
- Другой проблемой совмещения индивидуальной и коллективной свобод в жизни человека является не совпадение во временном «масштабе» жизни отдельного человека и общества в целом. В истории человечества мы наблюдаем весьма мало людей носителей, так называемых, моноидей, служению которым они посвящают всю свою короткую, в масштабах цивилизации, жизнь. Как правило, в жизни обычного человека происходит периодическая возрастная переоценка ценностей, когда внутренние цели подвергаются корректировке или кардинальному перевыбору. Это переосмысление и ревизия внутренних ценностей ведет к постановке новых планов и задач, то есть к необходимости трансформации внешних условий для реализации внутреннего выбора. Таким образом, в течение жизни человеку приходится не единожды попадать в ситуацию поиска подходящих социальных институтов, которые бы предоставили возможность наиболее полного совпадения индивидуальной и коллективной свобод.
Литература:
- Клизовский А.И., Основы миропонимания Новой Эпохи. – https://www.youtube.com/watch?v=ig0fCNxrtgc&list=PLT19Wl4VvKFlznr_q4Nv0t0rBhcRw80ks&index=1
- Линник Ю.А. Лекции по философии. – https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
- Мацих Л.А. История мировых религий. – https://www.youtube.com/watch?v=NVN6urZD4no&list=PLjzffMa57lttxyXYUjxPMEeLvbwtRxBgt&index=1
Информация для контактов:
Пересторонина Маргарита Геннадьевна
тел.: 8-917-528-99-23
e-mail: margarita_perest@mail.ru
[1] Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. С. 47.