Устройство власти в контексте Русской Идеи

Русская Идея есть идея всеобщей гармонии, или – идея Всеединства. Основа, благодаря которой становится возможным такое гармоническое единство и которую утверждает Русская Идея – это единство идеального и реальности, единство Божественного и человека. Из этого Богочеловеческого синтеза разворачиваются формы государственного устройства Идеального земного Царства – Святой Руси. (Приход к Идеальному общественному устройству – неизбежная судьба человечества, к нему ведёт сама логика истории и в нём концентрируется смысл социального развития. Мы определяем его формы для того, чтобы быть сознательными деятелями в осуществлении его прихода.)

Власть в Богочеловеческом государстве есть право и обоюдная ответственность как Бога, так и человека.

Во власти человека – забота о здоровом функционировании различных частей социального организма ради оптимального решении его общих задач. Человеческое всегда выражает интересы части (индивидуальные и коллективные), здесь – сфера его компетенции. Божественное стоит на страже интересов Целого.

Поэтому, что касается низовой, чувственной, материальной сферы (хозяйствование, организационные вопросы, вопросы социальной жизнедеятельности и взаимодействия) – она отдаётся во владение человеческому (т.е. имеет место практически полные самоуправление и творческая свобода особенного). Верховная власть (в её компетенции общие законы и стратегия государства) – это абсолютная власть Идеи, т.е. сфера Божественного. Через такое разделение ответственности бесконфликтно соединяется Небесное и земное правление, осуществляется Синтетическая Власть Бога и человека, т.е. Богочеловеческая «неслиянно-нераздельная» Власть.

Аналогичное соединение в разделении можно увидеть, исследуя организм высших животных – вегетативная нервная система отвечает за функционирование его органов, центральная нервная система – за поведение.

Так же и в подлинно Здоровом Государстве – Верховная Власть есть его Нравственность и его Дух, низовая, народная власть – жизнедеятельность его Тела. Вместе их можно определить как демократический Централизм, где Централизм – абсолютен, но при этом демократизм имеет максимальную самостоятельность.

Вообще историческое государство представляет собой соединение в одном целом разнородных частей (народов, их языковых и культурных особенностей, социальных страт и их интересов), государственное правление, в той или иной мере, – единство свободы и порядка, множества и единства, т.е., некое соединение центральной и низовой власти. Недостаток проявлялся в том, что властвующая часть общества так или иначе склоняется к отстаиванию своих, частных (личных или коллективных) интересов. Отсюда (даже в самых образцовых вариантах) перекосы – когда общегосударственная, верховная власть берёт на себя несвойственные ей, сугубо «низовые» функции, регламентируя кооперативную, семейную и даже личную жизнь «низов», подавляя тем самым народную волю.

Предоставление свободы низовой инициативы с неизбежностью приводит к конфликту частных интересов социальных групп и индивидов (порой – к радикальному их противостоянию). В этой ситуации примиряющим фактором может быть общая идея (иногда харизма вождя, который имеет её благодаря, опять же, служению идее и заражая ею всех).

Верховная власть, поскольку она выражает целое, единый общественный организм, не допуская рассыпания на множественность, –концентрируется в воле одного правителя, суверена. Здесь единство верховной и низовой власти выступает в форме «Царь и Советы» (наиболее яркий пример последнего времени – Ливийская Джамахирия Каддафи).

Но «один – даже если очень важный – не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный». Вынести государственные тяготы не под силу одной, даже самой харизматичной, личности. Недаром Сталин при всех своих властных возможностях опирался на «орден меченосцев», партию, сжатую в один миллионопалый кулак («Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность»). Полноценная деятельность такого «ордена», отождествляющая его с верховной властью, возможна только тогда, когда это сообщество являет тождественную волю с волей суверена, является как бы одним с ним лицом, имея единую душу. («Говорим партия, подразумеваем Ленин, Говорим Ленин, подразумеваем партия».)

Такое слияние разных воль осуществляется в совпадении их цели через единое мировидение, через единомыслие, через преданность одной идее. Власть в Советском государстве имело силу и устойчивость благодаря не только личностям правителей, а идее светлого будущего. И партия являла собой миллионопалый кулак, имела право называться «умом, честью и совестью» до тех пор, пока «как один человек» (совокупно с вождём) исповедовала и культивировала коммунистическую идеологию.

Идея – та связующая паутина, которая одушевляет конгломерат разрозненных индивидов превращая его в неделимый организм. Делает население народом, толпу обществом, а верховной власти дарует легитимность.

В истории Русского государства несколько столетий такую роль играла христианская вера, заставлявшая видеть царя, каким бы он ни был, помазанником Божиим, Его наместником на земле. После Великой Революции – это вера в коммунистическую утопию, породившая всенародный культ «вождя мирового пролетариата» и «отца народов».

Идеология Святой Руси – вера в непреходящую бесконечную ценность Русской Идеи, воплотившейся в Русском Государстве и его Правителе.

В материальной вселенной правят законы, точнее, Божественный закон, а не материальные тела. Говорят: «Солнце управляет планетами» – это верно лишь в том смысле, что Солнце является инструментом космических законов в управлении приданной ему системой.

Подобно и Верховная Власть в Истинном Государстве не есть власть человеков, но власть Божественного Духа – Русской Идеи, власть Идеологии, где Элита – её хранители и слуги («руководящая и направляющая сила»), а Монарх – её Олицетворение (и все они вместе – её Плоть и Кровь).

В истории государства, со времён библейского народа наблюдается всё больший переход Единой власти от Бога к сынам человеческим («И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов… И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;» – 1Цар.8:4-8;  «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: "дай нам царя и начальников"?  И Я дал тебе царя во гневе Моем...» – Ос.13:9-11). В последние времена верховная власть окончательно лишилась Божественной стороны (оказалась полностью десакрализована), государствами управляют даже не цари и старейшины, ещё имевшие чувство хозяина, а президенты – удачливые временщики.

Святая Русь – это возвращение к сакральности Власти, через безраздельное господство Высшего Духа (где царствующий Богочеловек – его воплощение, воплощение Русской Идеи).

Это сродни культу Личности (когда Правитель – не простой человек, как президент, а посланник Неба). Но культ – всегда отчуждение от стоящего на пьедестале, непреодолимая пропасть между человеком и предметом культа, и тем самым отчуждение всех друг от друга, допускание борьбы и угнетения «недостаточно почитающих» кумира, порождает отношения владыка-подданные. Культ Идеи или религия Идеи делает Личность Монарха родственным себе в служении Русской Идее, но взявшим на Себя как никто ответственность за её исполнение, а значит заботу обо всех – он подобен Отцу общегражданской семьи, близкий и родной. Здесь нет нездоровой конкуренции за «место возле трона», ибо Отец любит Целое (а значит, всех одинаково). Взаимная любовь к Отцу сближает всех как членов Его семьи – Святой Руси и делает всех братьями, старающимися не огорчить Отца взаимными распрями. Культ личности нестоек – умирает личность, проходит и культ. Религиозное поклонение Божественной Идее превращает почитание Личности Монарха, не в преклонение перед особенным лицом, а видит его как Лицо Божественной Троицы – Богочеловека, как Христа, «который всегда и вовеки Тот же», в любом обличии. «Король умер, да здравствует король!»

Отец не создаёт культ себя, своей личности, а достигает уважения через доверие, авторитет и взаимную любовь.

Государство как Семья скрепляется всенародной верой в Святую Элиту, в её спаянность с Русской Идеей, когда её Глава, её лучший представитель – Монарх, воспринимается как Отец народа, а его Царство – как своё родимое Отечество.

Недостаток всякого исторического устройства един – не Святой в качестве единого правителя, а также отсутствие института Духовного наследования, когда благополучие государства нестойко, т.к. зависит от его личностных особенностей.

Согласно Тихомирову, институт монархии является самоценным, вне зависимости от личности монарха. Сама должность Монарха превращает личность в инструмент Всеобщего Духа, а порой – в Родомысла, выразителя народного духа. Такой взгляд сегодня главенствует в оценке Президента, полагая, что невзирая на свои несовершенства, он всё же вынужден преобразиться, чтобы выражать волю своих подданных.

Даже самый моральный человек, волей случая или выбора масс (что одно и то же) оказавшийся в роли верховного правителя государства, имеет свои человеческие слабости, его может, если не запугать и не купить, то обмануть внешний враг или «толпа, стоящая у трона». К тому же, как говорится, «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Человеческая особенность может рассматривать получаемые властные привилегии как справедливую плату за взятый на себя груз ответственности и впасть в искушение использовать их для достижения не общих, а личных целей.

В Святой Руси Личность Монарха соответствует своему положению – он Святой Богочеловек и имеет Божественные качества – недоступность звону злата, бесстрашие по отношению к своей жизни, отсутствие чувства кровно-родственных связей, но нерасторжимая связь с Русской Идеей, Духовное родство со всем народом, а главное – Божественные Разум и Любовь, позволяющие прозревать всякие разрушительные тенденции.

Связанность единой верой – важнейшая общегосударственная задача (задача Верховной Власти), поэтому какое-либо «отделение церкви» немыслимо. Само Русское Государство есть Церковь, это Теократия, в которой Монарх одновременно есть и Первоиерарх, а Святая Элита – её Царственное Священство. Объединяющая религия имеет статус государственной идеологии. Это – религия Русской Идеи, религия Разума и Любви, подлинное Христианство, лучше сказать – соответствующее своему названию Православие, т.е. вера в то, что Небесное и земное, Божественное и человеческое соединено на Святой Руси и может быть соединено в любом, стремящемся к этому человеке (что не ущемляет свободу совести – различные верования и взгляды допустимы, но в рамках этого ключевого принципа Русского мировоззрения).

Таким образом мы видим следующую структуру Власти в Государстве-Церкви, в Государстве-Семье, каковой является Святая Русь:

  1. Низовая или Земская власть, формирование которой идёт при участии народа путём выборов его лучших представителей на всех уровнях. Это царство демократии определяющее все аспекты социального быта.
  2. Верховная Власть, состоящая из тех, кто абсолютно предан Русской Идее, самоотверженных, т.е. самоотвергнувших свои частные интересы в пользу общих, принявшие в себя Божественное, т.е. святых и беспорочных. Формируется это сообщество не снизу, а по призванию и по прохождению Пути становления себя в качестве Богочеловека (Пути Христа). Это Абсолютная Монархия Духа, определяющая цели и принципы жизнедеятельности Государства.
  3. В свою очередь Верховная Власть выступает в качестве Монарха, Суверена, народного Отца, олицетворяющего Святую Русь, и в качестве Элиты – его Духовной Семьи, в недрах которой взращивается Преемник Монарха и которая представляет собой Царственное Священство в религии Русской Идеи. Главная функция – институт сохранения и наследования Верховной Власти и Идеологии.

 

Встреча 1. Актуальность Русской Идеи

Встреча 2. Русская история и мировая история: цель и движущие силы

Встреча 3. Этапы развертывания Русской Идеи в русской истории

Встреча 4. Русская Идея как ментальная картина мира

Встреча 5. Мировоззрение как выражение Русской Идеи

Встреча 6. Любовь как контрапункт Русской Идеи

Встреча 7. Народ как носитель Русской Идеи

Встреча 8. Соотношение святости как всеобщего явления и русской святости

Встреча 9. Святая Русь как социальный образ Русской Идеи

Встреча 10. Устройство общественной жизни в контексте Русской Идеи

Встреча 11. Устройство власти в контексте Русской Идеи

Встреча 12. Искусство в контексте Русской Идеи

Встреча 13. Образование и воспитание в контексте Русской Идеи

Встреча 14. Методы утверждения Русской Идеи в отечественном историческом процессе

Встреча 15. Русская Идея в литературном процессе

Встреча 16. Русская Идея и СМИ

Встреча 17. Русская Идея и государственная культурная политика

Встреча 18. Русская Идея как «мягкая сила» России

Встреча 19. Что делать или путь движения к торжеству Русской Идеи

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира