Стремление к свободе: условие формирования личности и первоочередной импульс исторического процесса

  • Определение свободы 

          Свобода есть философская категория, которая волновала мыслителей, художников, поэтов, схоластов, учёных с античности до наших дней. Особенно полно понятие свободы разработано в трудах Платона, Декарта, Спинозы, Гегеля, Николая Бердяева, Хайдеггера. Выпукло и мучительно ищет и полагает пределы человеческой свободы Фёдор Достоевский. Академическая наука не знает и не признаёт трудов ВладиМира, его вклада и значения для общечеловеческой культуры мысли, потому её удел – беспрерывное цитирование, интеллектуальное паразитирование и компиляция. И это есть нечто противоположное свободе мыслящего субъекта, его беспрепятственному движению в лоне логических категорий (Гегель) или же интуитивным мистическим озарениям (Бердяев). Философия, оторванная от самого предмета познания – Истины, перестаёт быть таковой и превращается даже не в историю философии, а в громоздкий наукообразный отчёт о чужих, пусть бесспорно блестящих достижениях на поприще Духа.

          Свобода есть осознанная (Спиноза) и преодолённая (снятая) необходимость (ВладиМир). Свобода, не идущая сквозь свою противоположность – необходимость есть субъективная первоначальная свобода, которая таковой в полноте не является, ибо это господство природных инстинктов и животных аффектов над личностью, а также цивилизованное ревностное служение им. Осознанная, но не преодолённая необходимость есть ещё только объективная свобода. И, наконец, абсолютное высшее проявление свободы – диалектический разум и божественная интуиция, порвавшие с рассудочной односторонностью. Приобретённое путём самоотречения, т.е. полной утраты здравого смысла самостоятельное мышление, это Человек-Творец на путях высшей Правды.

 

  • Свобода мыслящего субъекта как главное условие формирования личности

          Свобода, как и всё живое, возрастает и движется к совершенству, проходит определённые стадии развития и раскрывается в своём кульминативном проявлении – в абсолютной свободе.

          Интересно коротко очертить это поступательное развитие как на примере становления отдельного индивида в качестве мыслящего субъекта, так и дать краткий очерк движения человечества к собственной свободе.

           Человек, рождаясь, приходит в мир. Взрослея, становится полноправным членом людского сообщества. Он волен избрать для себя любое поприще, любое направление деятельности, поскольку субъективно свободен. Он свободен не только в своём выборе, ибо люди даже не всегда выбирают, а лишь трудятся реализовать вложенный в них талант. Он видит перед собой тот идеальный образ самого себя и желает ему соответствовать. В этом свободном выборе и свободной реализации существует препятствие. С одной стороны – в виде общественно-государственной и культурной парадигмы, присущей данному историческому периоду и уровню общественного сознания, с другой – как самодовлеющая власть инстинктов над ним или адамов грех, грех первородства.

          Исторически, а точнее сказать – доисторически человек, выделившийся в процессе эволюции и в результате мутации из животного мира благодаря качественно усложнённому мыслительному аппарату (головному мозгу), вынужден был прорубаться сквозь джунгли, т.е. был детерминировано несвободен. И вместе с тем это абсолютное божественное чудо, когда на смену рогам, копытам, клыкам и быстрым крыльям приходит совершенно слабое незащищённое существо, вооружённое мощным утончённым интеллектом и начинает подчинять себе природу! И это невиданное могущество.

          Быть человеком, изгнанным из рая, утратить свою девственную принадлежность животному миру, выйти из Эдема неведения и бесстыдства, нести образ Божий оказывается нелегко. Осознавая свою инаковость, свою власть над всем движущимся и недвижущимся и одновременно уязвимость перед лицом стихии при угасании природных инстинктов, человечество начинает движение на пути обретения собственной свободы. Кооперируясь в сообщество, выстраивает особую искусственную среду обитания, в которой вместо ежеминутной борьбы за жизнь можно, наконец, соответствовать самому себе – т.е. начать освоение духовной сферы. Ритуальные пляски под бубен шамана, элевсинские мистерии или, скажем, отечественный рок-фестиваль по сути реализует одну и ту же духовную потребность – потребность в коллективном переживании надличностного начала. Мы не всегда отдаём себе отчёт в том, что столь привычный нам досуг завоёван тысячелетиями человеческой истории. «В поте лица будешь добывать свой хлеб» - сказано Творцом в книге Бытия мужчине и «рожать в муках» - женщине. Так где же искомая свобода? Где её больше – в первобытно-общинном племени охотников и рыболовов, в рабовладельческом Риме, в социалистической России или же в глобальном компьютеризированно-роботизированном мире? Ответ неочевиден. Ясно, что индивидуальная свобода оказывается тесно связанной с понятиями свободного времени и свободных денег (ВладиМир). Посвящая жизнь улучшению материального благосостояния, человек вынужден фактически отказаться от досуга. Свободные деньги компенсируют отсутствие свободного времени. И наоборот. Именно поэтому «нелегко богатому войти в Царствие Небесное». Так и Учитель Жизни оставляет профессию и карьеру на поприще блестящего толкователя Закона и, крестившись в Иордане, идёт проповедовать Новый Завет.

          Особую ценность понятие свободы приобретает с возникновением христианства. Государство – не договор, никогда не являлось общественным договором и вопреки рассуждениям французских гуманистов (Дидро, Руссо, Вольтер), зарождалось в результате насилия. Каин убивает Авеля и это полагает начало истории, которая пестрит подобными примерами как фактического братоубийства (Ромул и Рем, убиенные Святополком Борис и Глеб), так и гражданских войн на заре возникновения империй. Первобытно-общинный строй знал свободу как добровольное подчинение правилам жизни общины, рабовладельческий мир воздвиг великие империи руками бесправных рабов, закрепив относительную свободу за правящим сословием, раболепствующим перед верховной властью. И только христианская религия оставляет за человеком свободу. Тогда же наиболее выпукло обозначилось деление на субъективную и объективную свободу. Царь царей в образе простолюдина принял смерть как раб. Однако, страдая добровольно, Он проповедовал свободу, провозглашая её высшей духовной ценностью. Поставил внутреннюю свободу превыше жизни.

          В этой связи необходимо обратиться к роману Достоевского «Братья Карамазовы», вспомнить фрагмент главы «Великий инквизитор». Диалог инквизитора и Христа, сетования князя мира сего на то, что де тяжкий груз взвалил Учитель Жизни на слабого, безвольного человека, обольстив его  свободой. Не способен человек нести этот дар и потому, исполненный великой жалостью к человечеству, инквизитор узурпирует право распоряжаться чужими судьбами, играя на пороках, страстях и слабостях неисправимо падшей человеческой природы. Христос Достоевского отвечает на исповедь великого инквизитора всепрощающим братским поцелуем, тем самым любовь христианская по мысли литератора снимает вечный антагонизм добра и зла, видя в природе зла всего лишь недомыслие, заблуждение. Ещё один литературный пример – булгаковский Иешуа Га-Ноцри, из некогда будоражащего сознание романа «Мастер и Маргарита», с его детской, обращённой к Понтию Пилату униженной просьбой отпустить его. Исторический Иисус, согласно первоисточнику, перед кесарем молчал… Являя собой живую, отвергнутую и поругаемую Истину. И еще потому, что Он свободен! По Истине, Христос не прощает человеку его греховную природу, а уж тем более сознательное служение духу заблуждения. Он примером всей жизни указывает путь к её исправлению. Это и есть чудо воскресения из мёртвых – актуализация в иной личности Христовых чувствований, помыслов, деяний. Это акт взаимного сотворчества Бога и человека, шаг через объективную свободу к свободе абсолютной. Человек становится свободным от греха.

          Примером объективной свободы может служить апостол Павел – один из главных апологетов христианства: «Хочу делать доброе, но прилежит мне злое… И то делаю не я, но живущий во мне грех… Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим: 17, 21, 24)

          И он же свидетельствует о торжестве Истины, говоря: «Не я уже живу, но Христос во мне» (Гал 2:20) –  это об абсолютной внутренней свободе. Ибо приходит Тот, Кто избавляет от страдания.

          Абсолютная свобода даруется человеку Богом. Есть на Земле интеллектуально сильные, закалённые в религиозных практиках люди, однако Духа не получившие. Господь – хозяин видимого и невидимого мира абсолютно свободен и волен просветить своим светом или воскресить кого захочет. По своей великой любви и милости. Вспомним притчу о виноградарях, одни из которых трудились на винограднике с рассвета и под палящим солнцем, другие подошли под вечер, а получили равную плату. Поэтому нет никакой гарантии спасения. Поэтому столь тяжела и незаметна внутренняя работа человека. Потому и Христос пришёл в мир дабы помочь утомлённому духовным поиском вернуться к Отцу, родиться заново, обрести утраченную былую целостность и силу: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые (имеется в виду на ниве Духа!) и я успокою вас. Ибо бремя моё легко». (Мф 11:28, 11:30) Каждый верующий и размышляющий о природе Бога видит перед собой Отца (Закон, Истину), то есть отделяется от Него и исследует грех подобно блудному сыну, все же остальные представляют собой неразличенное единство с Отцом, и то со стороны самого Бога.

          Вообще в своей деятельности люди опираются либо на покровительство Неба, либо на силу земли. Действуют с позиции земной власти (находят свою нишу в существующей иерархии, поближе к сильным, богатым, знаменитым), или же являются гражданами «Царства, что ни от мира сего», признавая верховенство Царя царей и Господа господствующих. По вере получают и награду. Итак, абсолютная свобода, которая сродни бессмертию и вкушению от Древа Жизни, обретается и даруется Богом как величайшая награда, как дар небесной Любви. Схематически стяжание, равно обретение Духа можно представить как соединение двух взаимонаправленных векторов – божественного и человеческого: Бог работает над формированием нового человека, человек жаждет обрести живого Бога. Акт метафизической любви не может длиться вечно и заканчивается принесением плодов. Апостолы получают Духа воскресения на 50-й день, начинаются деяния. Появляются первоапостольские катакомбные церкви, подвигом веры закрепляющие метафизическую власть новой религии, меняется русло исторического развития.

 

  • Раскрытие принципа свободы в истории

          Исторически кульминативным выражением субъективной свободы является капитализм, вырастающий опять-таки из протестантской этики (Макс Вебер). Благодаря религиозной реформе Лютера и переводу Библии, используемой лишь в качестве сакрального текста в рамках богослужебной практики, на национальные языки, пошёл невиданный всплеск религиозного самосознания. Возникла новая конфессия – протестантизм, упразднившая посредническую роль священнослужителя между Богом и человеком. Человек стоит непосредственно перед Господом, ему исповедует грехи, от него ждёт наказания и милости. Европа вступила в новое время – в эру книгопечатания, мануфактурного строительства, бурного развития науки. Вместе с тем пошёл процесс обмирщения культуры. Следующим шагом явились буржуазные революции.

           Что касается России, крепко держащейся за свои церковные лекала, то и она не осталась в стороне от общемирового развития. Здесь процесс обмирщения культуры был запущен секулярной властью (Петром I) и насильственным образом, поскольку до него церковная реформа Никона не привела к «русской реформации», а фактически расколола общество сверху донизу на два враждебных лагеря – никониан и старообрядцев. Россия держалась и держится личностью и волей монарха. Революции и смуты здесь происходят в ситуации полной беспомощности и предательства верховной власти.

         Примером объективной свободы применительно к человечеству может служить социализм. Патриархальная богобоязненная Россия, в которой основоположник коммунистического учения Карл Маркс не видел даже предпосылок классовой борьбы, на практике воплотила идеи социализма. Это героические и кровавые страницы нашей истории, но настоящий прецедент, когда низы одержали убедительную победу над верхами, в результате чего произошла смена элит. Часть европейской элиты ведёт свою родословную со времён римской империи! Так низы, а точнее сказать великий русский народ под чутким руководством красных вождей кардинально изменил картину мира и повестку дня. Этого-то ему и не могут простить на Западе! Европа всегда тяготела к строго иерархическому классовому, если не сказать кастовому делению. Россия на всех этапах своего пути пыталась воплотить идею соборности. Шла под гнёт собственного государства ради построения справедливого «светлого будущего». Путь Христа – смиряться до раба ради торжества высшей Правды, Всеобщего благоденствия и свободы. Помощь братским странам, бережное отношение к инородцам – красноречивый тому пример.

          Сегодня Россия на перепутье. Ждёт нового импульса для грядущего возрождения и окончательного глобального воплощения Русской Идеи с её принципами всеобщей свободы и социальной справедливости, уже на следующем витке раскручивающейся исторической спирали.

          В заключение напомню слова Христа: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными!» (Ин 8:32)

 

Екатерина Владыкина                                                         26 февраля 2019

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира