Свобода каждого – условие свободы для всех

Павлова Л.П.

Белорусский институт правоведения, г. Минск

 

На протяжении всей истории человечества представители самых прогрессивных слоев населения неустанно требуют «свободы», и для себя, и для всех людей. Пожалуй, это самое популярное слово, в которое каждый вкладывает свое понятие (возможность свободно выражать свои мысли, отсутствие каких-либо ограничений, свобода творческих инициатив, свобода выбора – где учиться, с кем общаться, самостоятельный выбор своих жизненных ориентиров или действий и т.д.). Однако фактически все рассматривают свободу в качестве неотъемлемого атрибута современного цивилизованного общества.

В философской литературе мы не найдем однозначного определения понятия свободы с позиций морали, этики, философии, законодательства или социальных норм. Существует только обобщенное понятие и множество интерпретаций, в зависимости от того, с какой позиции это понятие рассматривается.

Попытаемся раскрыть сущность этого многогранного понятия, трактуемого по-разному.

Для одних свобода – это жизненное предназначение; для других – это метафизическое состояние души (свобода мысли, нравственности, слова и воли, свобода выбора и права). Третьи же определяют свободу в контексте господства над обстоятельствами, для них это возможность построения и осуществления собственной цели, предполагающей внешнее и внутреннее развитие человека [2].

Прежде всего, следует отметить, что свобода не возникает на пустом месте, ей предшествует длительный путь развития и создание необходимых для ее возникновения условий.

Одно из самых главных условий – это жизнь в обществе, жизнь среди других людей, которые также хотели бы быть свободными. Наши права и свободы заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Значит, наши права и свободы не должны нарушать права и свободы других людей. Это первое условие существования свободы.

Как следствие, для соблюдения этого условия необходимо ввести определенные ограничения свободы, с этой целью разработать механизмы ее регулирования. В качестве главных регуляторов выступают закон, религия и мораль.

Контроль свободы должен осуществляться из вне и изнутри, как каждым человеком самостоятельно, так и обществом в целом. Контроль нужен для того, чтобы, взаимодействуя между собой, люди не нарушали прав друг друга.

Однако не все правильно понимают свободу слова. Некоторые люди под такой свободой понимают возможность командовать другими людьми и диктовать собственную волю. Другие рассматривают свободу в качестве главного критерия относительно независимости на физическом и материальном уровне.

Знаменитые люди под свободой понимали умение владеть собой (Федор Достоевский), ответственность – способность человека брать на себя ответственность за совершенные поступки (Джордж Бернард Шоу); познанная необходимость (Георг Вильгельм Фридрих Гегель); тяжесть ежедневного выбора (Жан-Поль Сартр); роскошь, которую не каждый может себе позволить (Отто фон Бисмарк).

В любом случае свободу не следует понимать, как какое-то одно, частное, субъективное понятие. Свобода, это, в первую очередь, ощущение того, что у человека внутри; это его внутренне высокое, гармоничное, духовно-моральное состояние, позволяющее ему ощущать свое право на свободомыслие, волю к выбору собственных действий, к личному мировоззрению и пониманию той или иной стратегии действия, независимо от взглядов, желаний, убеждений из внешней среды [2].

Свобода личности в самых разных ее проявлениях – это важнейшая ценность цивилизованного общества. Тем не менее, следует признать относительность свободы поведения человека в обществе, поскольку не существует абсолютной свободы, которая неизбежно привела бы к анархии и хаосу. Абсолютная свобода – это утопия.

Таким образом, мы можем выделить следующие принципы и условия свободы:

– умение брать на себя ответственность;

– толерантность и уважение в обществе;

– наличие свободы каждого индивидуума.

В рамках законодательства под свободным человеком понимается человек, имеющий право на определенное поведение, которое закреплено в Конституции его страны. Это регламентированная свобода. Количество прав у гражданина зависит от уровня развития демократии в стране. С позиции этики, свобода человека выражается в его возможностях проявить свою волю. Однако здесь следует сказать о морали, когда волеизъявление одного может негативно отображаться на ком-то другом. Это значит, что люди все-равно наделены ответственностью перед обществом [3].

Кант писал: «Нарушение моих прав является нарушением моей свободы, которая может сосуществовать со свободой каждого в соответствии с универсальным законом» [1, с. 5]. Права представляют собой средство обеспечения правильного регулирования человеческого взаимодействия, формально выражая это фундаментальное человеческое равенство.

Каждый писатель и критик должны иметь свободу прессы; каждый должен иметь свободу выражения мнений - пока никто не подвергается преследованиям.

Универсальный принцип права, лежащий в основе дискуссии Канта об обязанностях права, гласит: «Любое действие является правильным, если оно может сосуществовать со свободой каждого в соответствии с универсальным законом или если его максимальная свобода выбора может сосуществовать со свободой каждого в соответствии с универсальным законом» [1, с. 210].

Итак, что же такое свобода? Мы рождены, чтобы стать свободными. Свобода определяется в разных аспектах, и в соответствии с различными культурами свобода варьируется от культуры к другой. Некоторые определяют свободу как естественное право, с которым рождается человек. Каждый хочет быть свободным и независимым от других. Свобода - это право делать то, что хочешь, жить там, где хочешь, учится тому, чему хочешь, и т.п,. не игнорируя и не вредя другим правам.

Как мы можем жить свободно? С нашей точки зрения, мы можем жить свободно, уважая права других людей. Мы не можем игнорировать права людей, с которыми мы живем в обществе. Мы не можем просто делать то, что хотим, и игнорировать других. Мы должны принять права других людей во внимание.

Идея свободы заключается в том, чтобы быть уважительным и полезным для нашего общества. Свобода важна для всех. Если кто-то лишен этого врожденного права, он определенно почувствует себя так, как будто он не уважает человека. Когда свобода человеку гарантирована, он может свободно мыслить, идти туда, куда хочет, высказывать свое мнение без страха перед людьми, которым не нравится данное мнение.

Свобода мнений является одной из важнейших отраслей свободы. В некоторых обществах, где свобода мнений не гарантируется властью, творчество ума не существует. Общество является самым большим неудачником этого недостатка творчества.

Исторически, было очевидное доказательство того, что свобода присуща человеку и что он будет бороться, пока он живет, чтобы восстановить свое врожденное право быть свободным человеком. Западная цивилизация гарантировала свободу своему народу, оккупировав территории бедных наций и лишив этих людей их прав, в том числе свободы.

Один из самых унизительных способов наказать человека - это лишить его свободы. Когда человек попадает в тюрьму, его лишают свободы, и поэтому он страдает, что является причиной наказания. Свобода не может быть воспринята правильно, если человек не испытывает недостатка свободы, тогда он действительно оценит свободу во всей ее глубине.

Родители должны учить своих детей быть свободными. Они должны прививать им любовь к свободе. Но за их свободой нужно следить, она не должна быть без ограничений. Свобода в подростковом возрасте очень важна для формирования хорошего характера и стабильной личности. Подростки хотят гулять с друзьями, делать то, что им нравится или не нравится. Они хотят испытать все на свете. Если им дают свободу без ограничений, они могут опуститься на дно и могут быть потеряны для общества. Поэтому мы должны следить за их поведением, учить их делать то, что правильно. Такой надзор, как правило, не считается пределом или ограничением свободы, он важен для защиты существования человека. Одна только свобода может привести к плохим действиям и вызвать разрушение в обществе. Самое главное, о чем мы должны заботиться, - это наслаждаться своей свободой, не нанося вреда нашей безопасности.

Таким образом, свобода является врожденным правом, с которым люди рождаются. Ничто не должно угрожать нашей свободе, лишать нас наших прав. Также наше право на свободу никогда не должно наносить вред любому другому человеку, прямо или косвенно. Мы должны уважать свободу каждого в обществе.

 

Литература

1. Ойзерман, Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М.: Наука, 1991. – 211 с.

2. Что есть свобода? Одна Вторая Тебя. [Электронный ресурс]. –  https://www.stihi.ru/2013/11/14/10985.

3. Что такое свобода с точки зрения человека и общества. [Электронный ресурс]. –  https://wikigrowth.ru/gizn/chto-takoe-svoboda/.

 

Информация для контакта: pavlovabf@rambler.ru

тел.: +375(33) 6912925

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира