Свобода слова в постсоветсткой России: время молчать

 

  • Идеологический вакуум или разверзшаяся пропасть

          Свободолюбивый русский народ извечно искал утвердить свой идеал справедливого государственного устройства, ради которого освоил необъятные пространства, отталкиваясь от вседавлеющего центра в поисках пресветлого града Китежа. Действительно, что может быть дороже «вольной волюшки» для восприимчивой и по-христиански широкой русской души!

          В современной пост-социалистической России, когда её несменяемый глава, верный курсу включения страны в мировое сообщество, объявляет всякую идеологию «ненужной и даже вредной», народ буквально захлебнулся идеологической, а точнее сказать – безыдейной свободой. Параллельно вот уже несколько лет в СМИ идёт разговор о неких эфемерных «традиционных ценностях» и о «Русском мире», которые считаются понятиями очевидными, естественными и чем-то настолько само собой разумеющимся, что так никто и не потрудился их сформулировать. Поскольку давать определения – значит формировать идеологию. Итак, на смену активной советской коммунистической пропаганде, пронизывающей все сферы жизни, пришло свободное от всякой идейной составляющей общество. Свободное в смысле бездумное, раскрепощённое – на деле бесхребетное, независимое – понимай: безыдейное.

          Это привело к невиданному снижению уровня образования (дети не знают, зачем учатся), к расцвету коррупции (чиновники не понимают, к чему быть честными), к деградации науки и культуры (учёные и художники не видят творческих горизонтов), к криминализации общества (никто не обязан быть моральным). Страна потеряла авторитет на международной арене. Отслеживаемые, просчитанные, унифицированные мы неуклюже, но вписываемся в общий глобальный проект. И это логично, ибо если народ не отстаивает собственную национальную идентичность, его неминуемо подчиняет общий мировой контент. Подчиняет во всех смыслах: политически, культурно, экономически.

          Современный православный проект, призванный заполнить идеологическую брешь, не удовлетворяет духовным потребностям современного, шагнувшего в постиндустриальное общество, человека. Православие, веками ваявшее духовную культуру Руси, не способно на сегодняшний день по очевидным для всех причинам стать форпостом назревшей модернизации страны, быть идейным рупором её глобальных изменений. Эти причины: косность, верность традиции, конформизм по отношению к власти, взгляд на Священное Писание как на предмет религиозного культа, невнимательное отношение к Слову, оправдание социальное несправедливости, приоритет веры над всяким познанием, ориентация на загробную жизнь вместо переустройства Богом данного мира по законам разума, любви и благодати. Учёные и прогрессивные люди в облачении священнослужителей остаются в рамках догматики, о чём сами недвусмысленно заявляют, и призваны исполнять обряд. Они в лучшем случае могут благословить народ на великие преобразования и свершения, но никак не идейно вдохновить, и уж тем более не возглавить эти преобразования.

          Итак, альтернативой идеологической свободы = безыдейности для численного большинства граждан России на сегодняшний день остаётся православие. С возничим, смотрящим назад, далеко не уедешь.

          Можно констатировать тот факт, что так упорно насаждаемый либералами плюрализм мнений обернулся для России хаосом общественного сознания и идеологической экспансией всех культурных течений с доминирующей американской идеей общечеловеческих ценностей. Мы, перепробовав всё, грубо говоря, стали православными поклонниками Голливуда, живущими по законам феншуй. Свобода обернулась зависимостью и спутанностью сознания. В действительности, свобода как философская категория не может рассматриваться без своей антиномии – необходимости.

 

 

 

  • Реабилитация цензуры

          При слове цензура многие образованные люди вздрагивают и нервически передёргивают плечами. Вспоминаются сталинские чистки, когда киношедевры отправлялись на полку, книги не допускали к печати, «нелояльные» деятели культуры расстреливались, а за случайно оброненную фразу рядовой гражданин запросто мог быть объявлен идейным врагом и отправиться строить Беломорканал. Однако именно советскому времени мы обязаны шедеврами литературы, живописи, музыки, кинематографии, монументального искусства. Вера Мухина, Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович, Михаил Шолохов, Константин Мельников, Казимир Малевич, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн – это всё деятели советского искусства. Сотни имён! Только в области детской литературы можно назвать десятки фамилий выдающихся писателей. Не будем себя обманывать: цезура, а правильнее сказать – новая идея, жёстко, а подчас бесчеловечно охраняемая цензурой породила расцвет науки и искусств. Конечно, в равной степени этому способствовало введённое советской властью всеобщее образование.

          Советский Союз закончил своё существование, коммунистическая партия потеряла монополию на лидерство, цензуру отменили. Что мы наблюдаем? Вначале – насыщение привыкшего читать советского общества «запрещённой литературой». Легендарные времена, когда книжка давалась на ночь. Краткий период бурной культурной и общественной жизни. Это было время, когда «последним костром догорала эпоха, и мы наблюдали за тенью и светом». Мы успели насладиться спелыми плодами советского времени, читая ещё приличную в смысле уровня литературу и упиваясь игрой очень хороших актёров, видя новые постановки, скульптуру, слушая ещё не оглушающую вульгаризированной бездарностью музыку. Параллельно шёл спад, заполонение книжных прилавков низкокачественным чтивом фривольного содержания, а телевизионного эфира – импортными боевиками (для мужчин) и мыльными сериалами (для женщин). Как советская власть билась за ликвидацию безграмотности, так в перестроечное время народ планомерно отучали читать. Факт остаётся фактом. Отмена цензуры в результате падения идеи привела к стагнации общества и массовой общекультурной безграмотности. Мы пришли к апокалиптическому описанию конца света, когда «видя не видят, а слыша не слышат» (Мф 13:13, Иоан 12:40), ибо взгляд прикован к телефону, а уши закрыты наушниками.

 

  • Свобода слова: собака лает – караван идёт

          Свобода слова в современном российском обществе может быть выражена фразой «говори что хочешь: тебя всё равно никто не услышит». Свобода высказываний не ограничивается нынче кухонными дебатами. Средства массовой информации захлёбываются критикой в адрес проворовавшихся чиновников и сказочно богатых олигархов на фоне обездоленного населения. Телемосты напрямую доносят главе государства положение дел в стране. У всех, кто потрудился сопоставить факты, так или иначе сформирована подлинная картина происходящего. На информационный голод, как и на умышленное искажение событий жаловаться не приходится. В эфире работают десятки каналов и радиостанций, у некоторых из них – откровенная антироссийская позиция (что, по меньшей мере, странно). Свобода слова – налицо. При всём при этом кардинальных преобразований в стране в этом направлении, кроме единичных уголовных дел на коррупционеров-функционеров, не происходит. Сама административная система, при которой допускается массовая (!) коррупция (это при всеобщей информационной и финансовой прозрачности), укрепляется и процветает. Попробуйте ради эксперимента проехать без билета в пригородной электричке! Вам предстоит пройти три этапа контроля, в итоге турникеты на вход-выход и контролёры в вагоне вас вынудят-таки оплатить и проезд, и штраф. Книга Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» безнадёжно устарела. Причины хорошо известны автору статьи, их изложение выходит за рамки данного исследования и уводит в сторону от заявленной темы. Если же мы говорим о свободе слова, то здесь срабатывает положение: «Собака лает – караван идёт».

          Во всеобщем информационном потопе тонет слово Истины. До массового зрителя не может дойти большой артист, гениальный поэт, выдающийся философ. И не только потому, что не пустят. Ибо кумовство процветает и в мире искусства, и на телевидении, и в шоубизнесе. Откуда уходит идеологический контроль государства, туда приходят кланы. Но само сознание зрителя сформировано совершенно иным образом. Человек хочет удовольствия, а не развивающих программ. Ему предоставляют то, чего он жаждет – гедонистического, душещипательного, шокирующего, непристойного. Круг замкнулся. Такого безобразного телевидения у нас ещё не было… Учитывая, что СМИ – самый эффективный инструмент формирования общественного мнения, власть может и должна воспитывать своих граждан. Между тем это тяжкое преступление – продолжать заниматься под видом свободы слова нравственным растлением Святой Руси! О чём справедливо сказано в Евангелии: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:7).

          Цензура, к которой мы всё равно вернёмся, будет отдавать приоритетное время образовательным и культурным телепрограммам для людей всех возрастов и профессий, отводя рекламе и низкопробным шоу безмятежные ночные часы. А не наоборот, как это принято сейчас! Разгул хтонических сил в различных мифологиях так и происходит – в ночное время и заканчивается с пением петуха.

          Согласно философскому определению свобода есть осознанная и преодолённая необходимость. Свобода делится на субъективную, объективную и абсолютную. Субъективная свобода есть произвол. Объективная – подчинённость идее или диктат необходимости. Только абсолютная свобода, преодолевшая свою противоположность – несвободу, отвечает данному понятию до конца. Ибо постигает самою себя, воспринимая диктат необходимости как собственный путь, своё развитие и совершенствование. Свобода слова в обновлённом социуме – это симфония голосов при солирующем голосе Истины. Дух заблуждения молчит. Сатана будет связан и лишён не только привилегии откровенно высказываться, но и права голоса. Отец лжи, говоря евангельским языком, утратит монополию на идеологию.    

          Итак, будем ответственны к словам, помня, что Слово творит мир.

 

 

Екатерина Владыкина 25 ноября 2018

 

 

 

 

 

  

         

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира