Свобода литературного и художественного творчества: иллюзии и реальность

О.С. Крюкова

(Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)

Свобода – это и философская категория, и ценность, и концепт, который прослеживается в русской литературе в различные общественно-исторические периоды. Поэт Державин на склоне лет обретает внутреннюю свободу и независимость  в сельской жизни, зрелый Пушкин, после жизненных и гражданских разочарований, приходит к выводу, что истинную свободу поэт может найти только в творчестве и (в стихотворении «Из Пиндемонти»)  провозглашает высшей ценностью духовную свободу:

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова...

                             Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи... [4: c. 381]

Свобода применительно к художественному творчеству означает свободу выбора темы, жанра, художественного направления, художественной формы [5]. Писатель, музыкант, художник и представители других творческих профессий должны творить, не опасаясь обвинений в формализме, космополитизме и прочих -измах и оставаясь при этом судьями самим себе (в рамках пушкинского: «Ты сам свой высший суд…»).

Однако границы творческой свободы неизбежно возникают там, где нарушаются границы Других, не-творцов. В выборе темы для художественного творчества нет, не было и не может быть абсолютной свободы, которая в итоге оборачивается знакомой дефиницией осознанной необходимости. «Ограничения свободы творчества могут устанавливаться различными нормами. Доминирующими регуляторами в данной сфере являются:  автономные правила личности (автономия личности), включающие в себя моральное сознание, вкусы, мировоззрение, представление о прекрасном и т.п.;   моральное самосознание общества;  право.  Каждый из регуляторов имеет свои особенности и свою сферу действия», - отмечает С.В. Мартынюк [2: c. 380].

Свобода литературного творчества в русской словесности была оплачена нравственными и физическими страданиями адептов и проповедников этой свободы: от протопопа Аввакума до Иосифа Бродского. В результате русская литература, пройдя тернистый путь борьбы за свободу творчества и едва не заблудившись в лабиринтах постмодерна, во втором десятилетии ХХI века оказалась если не в творческом тупике, то достаточно близко к нему. Период чтения «толстых» журналов с возвращенными именами прошел, литературой были затронуты всевозможные, прежде запретные, темы, но в итоге ее герои измельчали, а читатели и вовсе перешли на «цифру», различные медиа или без вести «пропали» в социальных сетях.

Аналогичная ситуация сложилась и в отечественном искусстве. Трудно не согласиться с В.П. Коневым: «Несомненным прогрессом было то, что постсоветское искусство избавилось от жесткого экономического, политического и идеологического давления советской системы. Исчез «железный занавес», разделявший советскую и западную культуры, законодательно была запрещена идеологическая цензура. Ушло в прошлое «партийное руководство» искусством, исчезло множество ограничений (в плане и содержательном и формальном) деятельности художника, вышло из подполья «другое искусство», т. е. раннее непризнаваемое властями и т. д. Вместе с тем, долгожданного расцвета культуры и искусства не произошло» [1: c. 66]

Изобразительное искусство приобрело определения «современное» и «актуальное», при этом оно освободилось от каких бы то ни было условностей и сосредоточилось на перфомативных практиках. При таком подходе иронический монолог героя романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке» не кажется художественным преувеличением: «Покажи вам какую-то ересь, облей сверху мочой, да еще и собери за вход по сто долларов. И вы будете стоять разинувши рты, в испорченной, пропахшей одежде и восхищенно хлопать в ладоши» [3: с. 117].

Таким образом, категория свободы применительно к творчеству отнюдь не означает абсолютную свободу, а, напротив, приводит к определенным ограничениям, которые исходят как от общества и государства, так и от самого творца. Свобода творчества подразумевает ответственность перед обществом, о чем многие современные творцы предпочитают не вспоминать. Разрушение границ и демонстративное нарушение этических запретов и табу ведут в никуда, в экзистенциальный вакуум.

 

Литература

  1. Конев В.П. Свобода творчества в постсоветском искусстве // Гео-Сибирь. 2007. Т. 6. С. 66-70.
  2. Мартынюк С.В. Ограничение свободы творчества: философско-правовой аспект // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 378-382.
  3. Минаев С. Духless: Повесть о ненастоящем человеке. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 328 с.
  4. Пушкин А.С. Из Пиндемонти // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 тт. Т.2. М.: Художественная литература, 1974. С. 381.
  5. Семенова Д.В. Свобода творчества и право на распространение информации: проблемы определения границ // Современное право. 2008. № 2. С. 32-34.
  6. Якимович А.К. Тезисы о непокорном художнике и свободе творчества // Искусствознание. 2009. № 3-4. С. 458-477.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира