Свобода в контексте религиозных антропологических концепций

Пересторонина М.Г.

Литературный институт им. А.М. Горького

Москва

 

  1. Антропология – это наука о сущности человека, что рассматривает его самых различных точек зрения, в том числе и как сущностную структуру, вписанную в общий космогонический цикл.

 

  1. Человек существо двойственное: одна его часть принадлежит миру телесному, преодолеть который человеку не дано, но возможно превозмогать за счет развития в себе второй природы, которая и связана с осознанием себя как отдельного существа. Двойственность – это дисгармония. Дисгармония – это состояние, требующее осознания. 

 

  1. Осознание – это способность к выявлению в себе нарушения целостности. Состояние целостности – это гармония. Стремление осознающего к целостности – это стремление к завершённости как совершенному состоянию, в котором снимаются противоречия двойственности. Стремится может только осознающий.

Человек – это незавершённое существо, обреченное на несовершенство.

Человек – это открытая система, стремящаяся к совершенству.

 

  1. С точки зрения эволюции: инстинкт телесной природы человека более совершенен, чем его осознанность; внетелесная природа человека также более совершенна, чем его осознанность. Человек представляет собой объект смыкания двух природ: телесной и внестелесной (бестелесной, бесплотной), животной и духовной, материи и сознания, тела и души. Следовательно, человек как эволюционный вид – самое несовершенное существо, в котором борются и находятся в вечном становлении две природы.

 

  1. Человек как метафизическое объект представляет собой соединение в равных пропорциях двух природ: сознания и материи (50/50), воплощенных в единичном биологическом объекте через форму (тело) и содержание (дух). Следовательно, человек как космогонический объект самое совершенное существо, в котором сознание и материя находятся в равновесии (50/50) как симметрия идеальных пропорций.

 

  1. Человек как метафизический объект с точки зрения эволюции – самое обреченное (уязвимое) существо, поскольку равновесие требует осознанности.
    1. Осознанность – это выбор. Выбор – это потеря равновесия.

Возможность выбора – это свобода. Выбор – это утрата свободы.

Потеря равновесия – утрата свободы.

  1. Осознанный выбор – это изменение природы объекта через личное волевое усилие: ситуация, когда сознание преобладает над материей (С>М).

Допустим, что осознанный выбор человеку доступен: выбор – существует; равновесия – нет; свободы – нет.

  1. Неосознанный выбор – это не выбор, а метаморфозы как включенность объекта в общий природный цикл: ситуация, когда материя преобладает над сознанием (С<М). 

Допустим, что неосознанный выбор человеку доступен: выбор – существует; равновесия – нет; свободы – нет.

  1. Осознанный не-выбор как титанический труд по поддержанию равновесия – это ситуация, когда материя и сознание равны друг другу (C=М), – что само по себе есть выбор, т.е. переход к ситуации осознанного выбора (С>М).  Следовательно, для человека: не-выбора – не существует; равновесия – нет; свободы – нет.
  2. Осознанный не-выбор как краткий миг осознаваемого выбора – это ситуация, когда человек равен самому себе, делая осознанный выбор в пользу либо сознания, либо материи (С=М). Следовательно, для человека: не-выбора – не существует; равновесия – нет; свободы – нет.
  3. Ситуация, где материя и сознание не равны друг другу (С≠ М), но находятся в равновесии (С=М), существует, но осознанию человека – недоступна. Это пространство существования объекта не двойственной природы (100/0 либо 0/100).

Следовательно, не-выбор – существует, равновесие – есть, свобода – есть, но не для человеческой природы.

  1.  Следовательно, человек обречено к выбору, а значит, способен к осознанности.

 

  1. Человек как существо способное к осознанности, т.е. к переходу в ситуации 51/49 или 49/51, может совершить выбор: осознанный (С>М) как стремление к развитию в себе сознания и неосознанный (C<М) как потакание телесной природе.  

 

  1. Культура – это не есть выбор человека (человечества), но она требует осознанности. Вне культуры – человека (человечества) нет. «Оставание» в культуре – это выбор человека (человечества) без выбора, т.е. некая глобальная космогоническая ситуация, где материя и сознание не равны друг другу (С≠ М), но находятся в равновесии (С=М).

 

  1. Религия – это одна из возможных форм «отставания» в культуре, наряду с творчеством, наукой и философией, которые доступны человеку. Свобода человека заключается в возможности выбора между этими четырьмя выходами в культуру. Если человеком совершается выбор в пользу развития духовности, следовательно, его выбор – религия.

Религиозная антропология рассматривает человека с точки зрения религиозных учений и традиций.

 

  1. Делая выбор в пользу религии человек утрачивает свободу выбора, но ему открывается возможность выбора из предложенных концепций, благодаря которой лично в нем будет осуществляться и постоянно поддерживаться ситуация нарушенного равновесия в пользу духовности.
    1. Свобода как возможность заключается в выборе того или иного религиозного учения, что задает границы выбора самого по себе.  

Свобода как возможность – это выбор из предложенного культурой.

  1.  Свобода как выбор из предложенного складывается из сумм всех «за» и «против», что формируются в голове человека как результат оценочных суждений, на которые влияют множество культурных факторов, что составляют личность принимающего решение, как то: семья, среда, социальный статус и т.д., которые довлеют над человеком, влияя на выбор.

Свобода как выбор из предложенного – это сумма к наименьшему внешнему сопротивлению.

  1. Свобода как следование своему выбору складывается из аналогичного подытога сумм запретов и разрешений, которые существуют внутри любой религиозной концепции как страх перед наказанием и как любовь за послушание.

Свобода как следование своему выбору – это сумма наибольших внутренних выгод, которые получает человек следуя своему выбору.

  1. Следовательно, свобода человека является неосознанным актом вынужденного нарушения равновесия, который дает человеку право маневра в рамках принятой религиозной концепции.

 

  1. Развитые антропологические религиозные доктрины имеют четко сформулированную догматику и сформированную систему норм, которые дают ключи для ориентации в огромном пространстве Космоса с указанием человеку его места в этой вселенской иерархии.
    1. Свобода выбора здесь предстает как акт «движения веры».
    2. Акт «движения веры» есть краткий миг осознаваемого выбора (С=М), когда человек делает осознанный выбор в пользу духовности.
    3. Акт «движения веры» представляет собой метафизический переход человека в сторону осознанного выбора, когда дух подчиняет себе тело (С>М).
    4. Состоявший выбор ведет к нарушению равновесия.
    5. Нарушение равновесия ведет к утрате свободы.
    6. Следовательно, свобода человека является осознанным актом нарушения равновесия, который ведет к утрате свободы, но делает человека свободным.

 

  1. Если предположить, что Вселенная находится в цикле энтропии, то выбор человека в сторону материи более логичен, а переход в безосмысленное состояние более легок и является непротиворечивым, а потому и коллективным. Выбор в сторону сознания в данном случае противоречит мировому процессу, а потому более сложен и возможен лишь и только на индивидуальном уровне, как акт «движения веры».  Но сама эта возможность, какой бы трудной она ни была, говорит о потенциальной возможности развертывания глобальных процессов в обратную сторону в момент времени, когда во всем человечестве как сумме единиц свершится нарушение равновесия в заданную сторону.

 

  1. Соответственно, в ситуации негэнтропии картина будет обратной.

 

 

 

Литература:

  1. Андреев, И. Д. Диалектическая логика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.,1985.– 367 с.
  2. Буева, Л.П. Идея С. Кьеркегора об открытости человека и её роль. Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/histan/statwi/Bueva_Ideya_Kerkegora_ob_otkritosti_4eloveka_i_ee_rol_v_vospitanii.pdf (дата обращения 24.11.2018)
  3. Гьяцо, Т.. Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру./ Гьяцо Тензин. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=284896&p=1 (дата обращения 24.11.2018)
  4. Джейнс, Дж. Сознание и голоса разума. Режим доступа: https://royallib.com/book/dgeyns_dgulian/soznanie_i_golosa_razuma.html (дата обращения 24.11.2018)
  5. Кутушов, М.В. Природа отрицательной (нег) энтропии – диссимметрия! Режим доступа:  http://www.kutushov.org/articles/read/189 (дата обращения 24.11.2018)
  6. Шеллер, М. Положение человека в космосе // Избр. произведения. М., 1994.

 

 

 

Информация для контактов:

Пересторонина Маргарита Геннадьевна

тел.: 8-917-528-99-23

e-mail: margarita_perest@mail.ru

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира