Святость вообще

Святость в православном смысле означает прославление имени Божьего через стяжание Духа Святого. Первичным в достижении святости являются  отношения человека и Бога, а не формальная онтологическая праведность человека, которая не превосходит праведности книжников и фарисеев.

Хотя, праведность является одним из критериев причисления к лику святых в православии как определенная последовательность для того, кто подвижнически, через веру, познание и любовь узрел волю Божию по отношению к человеку. И в Евангелии от Иоанна мы читаем: кто в слове (понимай, в Боге) не согрешает, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело». Ведь любовь к Богу, согласно первой заповеди, непременно приводит и к любви к Человеку, который есть храм Бога живого.

Религиозное сознание пользуется языком душевным, описательным, нацеленным на представление. Оно описывает святость как высшую ступень духовного развития человека.

И действительно. Святость – заповедь к исполнению. Будьте святы, потому что Я свят. Как же исполнить эту заповедь? Что именно нужно сделать, ведь заповедь дана для каждого, кто хочет войти в Царствие Небесное.

Перейдем от мира представлений к миру понятий. Святость в этом смысле диаметрально противоположна понятию греха. Она есть действительное преодоление греха вообще.

Метод, т.е. путь обретения святости заключен в раскрытии понятия грех. Религия определяет грех как только онтологический, бытийственный. Но есть и гносеологическое понимание греха – как заблуждения. Познание греха, в первую очередь, есть познание заблуждения. Заблуждение же познается через ревностное отношение к Богу, через познание «Бога как он есть без покрова и маски».

Гегель определяет Логику (спекулятивную) как изображение Бога. В которой заключена вся полнота Небесного и Земного, человеческого и Божественного, которая есть Божественный Закон, по которому все начало быть и без него ничто не начало быть. Это диалектический закон как предельно всеобщие связи.

Так, заблуждение – односторонность в мышлении, что синонимично несправедливости, неистинности, предвзятости и рассудочности в понимании картины мира, его замысла и конечной цели истории. Познать свою односторонность возможно лишь через богодухновенное отношение к ноуменальному и феноменальному, через диалектическую логику. Именно диалектический подход в познании разрешает противоречия фундаментальных вопросов, таких как: «что в начале яйцо или курица»? Расставляет на свои места взаимоотношения Бога и человека, трансцендентного и посюстороннего. Выявляет противоречия и имеет потенцию к их разрешению. Диалектическому мышлению открывается истина, что Бог как Закон, Творец всего сущего не бывает без своего другого – воплощения. Атрибут Творца неотъемлем для  Бога, отсюда вытекает, что акт творчества есть всегда. Природа, вершиной которого является человек с возможностью сознания – есть результат этого творчества. Свое другое Бога. Природа всегда есть. Человек всегда есть. Именно диалектичный, не односторонний подход к рассмотрению всех вещей приводит человека в своем развитии к идее Бога – к идее первопричины всего сущего, которая есть Божественный Закон. Закон же – всегда проявлен. Он может быть не осознан. И задача человека, стремящегося к совершенству в себе и для себя – осознание этого Закона.

Спекулятивная логика – обладание ей – есть Чистое Мышление, наличие которого, т.е. обнаруженное в наличном бытии и есть возможность устроять Бытие по законам Разума.

Действительное обладание спекулятивной логикой это не отстраненное жонглирование философскими категориями с возможностью разрешать противоречия. Действительное обладание Чистым Мышлением обязательно проявлено для Субъекта. Субъект, вместивший в себя всеобщее, Божественный Закон, познавший свою односторонность, имеет потребность в Чистом Наличном Бытии – в полноте совершенства, стремится к целокупности. Иначе говоря, критерием Чистого Наличного Бытия является в онтогенезном плане – воплощенная нравственность, которая есть соответствие в действительности предмету веры и познания, т.е. Богу. «Рожденный от Бога не может грешить.

 В филогенезном плане – это деятельность, Творчество с большой буквы Нового мира.

 

Е.Виноградова.

 

 

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира