Традиционные ценности и служение: общетеоретический аспект

М.Ю. Спирина
Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС
Санкт-Петербург, Россия

 

Научный мир уже в конце второго десятилетия третьего тысячелетия обратился к важнейшей проблеме общественного бытия — отечественным традиционным ценностям. Причиной такого интереса явилось внедрение в образование и воспитание, в информационную сферу далеко не лучших западных образцов, слепое копирование и перенос их на отечественную почву.Такие же явления имели место и в деятельности новых государственных образований Евразии, сменивших Советский Союз. Все это значительно осложнило дальнейшее развитие межкультурных коммуникаций, особенно в свете евразийской интеграции и Большого евразийского партнерства. Обратившись к историческому опыту развития российской культуры, не трудно заметить, что на протяжении веков западным ценностям индивидуализма, верховенства ценности личности и личного спасения в российском обществе противостояли коллективизм, традиционность, возможность личностной реализации только в процессе осуществления общего дела. Н.Я. Данилевский подчеркивал, что в российской (славянской) цивилизации, у русского народа, в отличие от западной цивилизации, «стержнем» которой является экономическая заинтересованность, «не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу <…>, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготавливающееся в его духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления»[1,c. 163].

Эта особость российского менталитета противостоит европоцентристким воззрениям, характерным для образованной страты русского общества, со времён Петра Великого ориентированной на западно-европейскую культуру и совершенно забывшей о существовании собственной, отечественной традиционной культуры, в которой издавна сложился «народный идеал совершенного человека» (Г.Н. Волков). Важнейшей составной частью этого идеала выступало понятие служения, трактовавшееся многозначно: служение семье, обществу, государству.

В современном российском социуме это понятие практически отсутствует, хотя его вполне можно отнести к тем самым традиционным ценностям, о защите которых неоднократно говорил Президент РФ. Понятие «служение» можно найти в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где оно отнесено к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям», в перечень которых входят: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»[6].

Мы полагаем традиционные ценности ценностями, прежде всего,национальными, народными, национально-этнографическими, национально-религиозными. Традиционные ценности носят базовый, фундаментальный, стержневой, основополагающий, системообразующий характер. Они имеют истоки в прошлом, являются результатом исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, цивилизации. Традиционные ценности обеспечивают идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций. Они содержат потенциал будущего развития человека, общества, государства. В связи с этим вспомним концепцию культуры В.С. Стёпина, отметившего в современном культурном тексте сохранение таких исторических феноменов, которые можно назвать культурно-генетическим кодом. Анализируя тенденции цивилизационного развития, философ выделил «мировоззренческие универсалии», охарактеризовав их следующим образом: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни». Автор делит мировоззренческие универсалии на две группы: одну составляют категории «природа», «космос», «пространство», «время»; другую образуют категории «справедливость», «добро», «красота», «человек», т.д.[5, с. 60-61].Смыслы таких универсалий выражают шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры.

Все эти универсалии вырабатывались в процессе формирования традиционной культуры, которая отнюдь не является архаичной и примитивной, но содержит потенциал оживления хозяйственной жизни регионов России, закрепления в них молодежи, всестороннего совершенствования человеческой личности, что позволяет противостоять глобализационным кризисам и осуществлять «служение Отечеству». Воспитание готовности служить, но не прислуживать, остается главнейшим направлением формирования высоко духовной личности человека третьего тысячелетия.

Средства воспитания такой личности не трудно обнаружить в средствах и методах народной педагогики, которая являет собой бесценное хранилище исторического опыта сохранения человеческого в человеке. Выдающийся отечественный мыслитель И.А. Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» предложил особую систему национального воспитания. Он не уставал повторять: «Русский народ должен найти древнюю и священную глубину своего духа, из которой творилось величие России, и из нее заново начать созидание своей страны и культуры»[2, с. 465]. Особо он выделял значение семейного воспитания: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть»[3, с. 150].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивает необходимость эффективного использования уникального российского культурного наследия, называя литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое. Но в этом перечислении отсутствует традиционная культура и искусство, хотя система духовно-нравственных ценностей России, на которую опирается Стратегия, включает «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, волю, личное достоинство, веру в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством», т.е. те самые «мировоззренческие универсалии», что образуют традиционные ценности.

Сегодня можно отметить постепенное расширение сферы привлечения народной педагогики. Это определяется такими ее главными особенностями, как историзм, синкретизм, целостность, традиционность, оптимизм, высокий императив, экологичность, преемственность, эффективность методики, др. В народной педагогике присутствуют многие принципы и методы, которые современной педагогической наукой рассматриваются как инновационные [4]. Народная педагогика позволяет осуществлять воспитание субъекта этноса как целостной биосоциальной системы. Сегодня народную педагогику оценивают как исторически сложившуюся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, детских играх, т.д. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. В ней целью воспитания выступает идеальная совершенная личность, нравственность которой у всех народов тесно связана с умением человека преодолевать трудности, выполнять определенные обязанности, проявлять волевые черты характера (упорство, терпеливость, настойчивость, чувство долга). Он также включает в себя такие черты личности, как трудолюбие, ответственность, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине и др. Именно в традиционной культуре пребывают истоки того качества человеческой личности, которое Д.С. Лихачёв определил как «нравственная оседлость».

В народной педагогике воспитание готовности к служению начиналось с раннего детства, с формирования в маленьком человеке уважительного отношения к труду. Добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд оценивался как неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Сегодня труд в жизни детей отсутствует практически полностью, а, значит, не формируется и готовность к служению. И здесь нельзя забывать еще и о коллективности традиционной культуры, что в одном из своих проявлений означает психологическую готовность ставить общественное выше личного, объективно оценивать значение человеческой жизнедеятельности в целом наряду с частными ее проявлениями.

Народная педагогика широко пользовалась художественно-творческими методами, в частности способами обучения народному художественному ремеслу, в связи с чем необходимо обратить внимание на  традиционное прикладное искусство, более известное как «народные художественные промыслы». Его изделия формируют предметно-пространственное окружение человека, ему присуща редкостная способность влиять на духовный мир человека, делая его добрее, умнее и счастливее, воспитывая в нем национальный этический и эстетический идеал, включающий и понятие служения.

Отдельно обратим внимание на знания родного языка и умение им оперировать. К.Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». Он подчёркивал, что язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории<…> Но этот удивительный педагог — родной язык — не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу<…>»[7, с. 558-559].

Малые научные знания о традиционной культуре обусловлены очень поздним началом ее изучения. Известный русский философ Г.П. Федотов писал: «Мы очень мало знаем о народе, его жизни, его затаённых мыслях – до XIX века, когда русская интеллигенция начала жадно приглядываться и прислушиваться к нему»[9, с. 155].И вот тогда стало ясно, что все консервативные направления русской мысли выросли на почве традиционной (народной) культуры, в коей коренятся моральные устои России.

Современные общества и государства могут воспользоваться неоцененным потенциалом традиционной культуры в самых разных сферах своей жизнедеятельности, таких, как предпринимательство, социально-культурная деятельность, наука, образование, искусство, др. Традиционная культура обладает особым значением для самого человека, начиная с воспитания детей и юношества, включая семейное воспитание, формирование межпоколенных отношений, развитие межкультурных коммуникаций, формирование физической культуры, обеспечение психического здоровья и т.д. Сохранять духовное здоровье позволяет человеку оптимизм и жизнерадостность, что определяются исследователями как принцип и образ жизни в традиционной культуре.

Развитие традиционной (народной) культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, прогрессирующих в общественной и экономической жизни на протяжении последних десятилетий. Президент России неоднократно подчеркивал: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».Вспомним при этом мнение великого отечественного педагога К.Д. Ушинского о том, что нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. «Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы»[8, с. 130].

Традиционная (народная) культура прошлого универсальна. Она содержит исторический опыт правосознания, хозяйствования, общественного делания, искусства, развития нравственности, что позволяет поддерживать и поощрять взаимопонимание как внутри одного общества, государства, так и среди различных народов. Базисные составляющие традиционной культуры народов Евразии позволяют противостоять вызовам глобализации, противодействовать этнической и религиозной ненависти, насилию, сепаратизму и другим формам экстремизма.

Обеспечить защиту традиционных ценностей смогли бы комплексные инновационные центры, созданные в каждом крупном регионе России. Они способны объединить усилия представителей художественной промышленности, образования, науки, искусства, социокультурной деятельности по сохранению и актуализации традиционных ценностей, содержащихся в традиционной культуре. Особую сферу деятельности таких инновационных центров должна составлять профессиональная подготовка специалистов традиционного искусства и разработка инновационного содержания образовательной деятельности разноуровневых образовательных учреждений, где осуществляется подготовка художников-мастеров, дизайнеров, социальных работников, управленцев, педагогов, искусствоведов и др. Эта проблема является одной из самых острых, решение её требует принятия скорейших мер.

Традиционная культура является целостной системой, включающей в себя зародыши будущего экономического, социального, эстетического и др. видов развития человека и страны в современном мире. Ее развитие способствует сохранению самобытного места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем производства, науки, образования, культуры. Формирование подобных центров взаимодействия стимулирует осуществление приоритетных национальных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства, профессионального образования, отраслевой науки и культуры, но, прежде всего, духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.

Начинать работу необходимо с того, чтобы на местах и в центре стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований традиционной (народной) культуры, обратив особое внимание на локальные традиции. Организовать исследования следует таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её многовекового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания. Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров.

К подобным исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции традиционной (народной) культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, экономический, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, перспективы недооценены.

Традиционная культура и защита традиционных ценностей должны сыграть ведущую роль в формировании региональных экономико-культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. С их помощью жители различных регионов России получат возможность удовлетворить свои духовно-культурные, экономические и художественно-творческие запросы и потребности. На их основе подрастающие поколения впитают в себя потребность служения человеку, семье, обществу, государству. Проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции традиционной (народной) культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и взаимодействия различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, соединения усилий общества и отдельных личностей.

 

Список использованной литературы

  1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. / Предисловие Н.Н. Страхова; статья К.Н. Бестужева-Рюмина; составление, вступ. ст. и комментарии А.А. Галактионова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, Издательство «Глаголъ», 1995. — 552 с. — (Литературное наследие русских мыслителей)
  2. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. / Собр.соч. в 10-ти тт. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. 603 с.
  3. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. / Собр.соч. в 10-ти тт. Т. 1./ Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. 400 с.
  4. Свешникова Е.Е., Спирина М.Ю. Гуманитарные технологии прошлого в профессиональном образовании XXI века // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 1-30 ноября 2013 г. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. 328 с. —С. 242-252.
  5. Стёпин, В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011.
  6. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. — Собрание сочинений. / Ред. колл. А.М. Еголин (гл.ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. —М.-Л.: изд-во Акадпедаг. наук РСФСР, 1948. — т. 2. —1948. — 655 с.
  8. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании; О нравственном элементе в русском воспитании / Избранные труды. В 4-х кн. Кн. 1. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; вступ. ст., прим. и коммент. Э.Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. 638, [2] с.
  9. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России: избр. статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. / Сост., вступ. ст., прим. Бойкова В.Ф. СПб.: София, 1991. Т. 1. 352 с.

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира