Русская история и мировая история: цель и движущие силы

В мире – живой и неживой природе, в человеческом социуме – по видимости царит хаос. Однако, внимательное наблюдение за бесконечными проявлениями мироздания позволяет увидеть их гармоничность и красоту, закономерность и разумность, узреть в них нечто над-природное, всецело управляющее ими.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти законы, гармонизирующие мироздание есть его душа, его смысл, они есть его Бог. Природная красота – не осознаётся в самом природном, законы, управляющие физическим миром – нечто над ним стоящее, метафизическое. Природа как космос (а вовсе не хаос) есть лишь прекрасное творение невидимого Творца, произведение Божественного искусства.

Человек, в противоположность природе, наделён творческим началом, он познаёт законы внутри себя и утверждает их вовне. Все духовные проявления человечества – это деятельность, в которой человек ставит себя на место Творца[1], противостав окружающей среде, не «ожидая милости», но подчиняя её своим законам, совершенствуя искусство управления ею. В социуме, через человека и только в человеке возможно сознание Высшей разумности законов природного и приведение своих деяний в соответствие им – к этому направлен весь длительный и трагический путь становления мирового человеческого сообщества.

В процессе развития цивилизации, творчество человека становится всё более искусным, а его плоды – всё более искусственными, т.е. не естественными, и даже – противоестественными. Социум сам по себе проявляется как анти-природное, дисгармоничное образование. Такое противоположение ведёт лишь к гибели природы и самоуничтожению человечества.

Бог же, Который есть Разум, Истина и Жизнь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» – неодолимая сила этого желания движет всем развитием человеческой цивилизации, смысл которого – в осуществлении Его воли.

Творческая деятельность человека как борьба с недружественной средой составляет содержание исторического процесса, но результат его – примирение человека и природы, их гармоничное сосуществование, что возможно лишь тогда, когда в обществе, наконец, восторжествует Разум. Это – сотворчество с Богом, сознание Богом в человеке Себя как Творца и Господина мироздания – цель и смысл мировой истории.

Таким образом, доисторическое состояние – это естественная гармония природного и человека с природой в соответствии с извне данным законом. История же начинается с началом противоестественного законотворчества человека, противостоящего природе, и завершается единством природы и социума в разумном творчестве, в сфере господства творческого Разума (в Ноосфере). Только теперь естественность, пройдя через историческое отрицание искусственным, заново включается в социум, но уже достигший «Божеского естества» [2] как искусства творить гармонию внутри и вокруг себя.

Реализация Божественного устройства общества и всей Планеты («воля Твоя на земле, как на небе») – неуклонный вектор общечеловеческого развития и мировая история – это история становления на Земле мета-исторического Божьего Царства. Лишь в нём несвободный космос (порядок) природного обретает свободу в лице познавшего Истину Человека, а хаотическая (непорядочная, разложенческая) свобода возвышается до космической свободы Творчества.

Направленность этого движения истории осознаётся и поддерживается людьми, наиболее чувствительными, а потому наиболее сконцентрировавшими в себе всенародные чаяния и культуру. Именно они становятся вождями народа, возглавляя исторические процессии – те, кого Даниил Андреев весьма точно назвал Родомыслами.

До сего дня существуют разбросанные по «всему лицу земли» дикие племена, всецело связанные с природой, живущие в гармонии с ней – они являются олицетворением доисторического «золотого века». История в её противоестественной творческой свободе духа заблуждения, разрушающей счастье естественного союза с природой, олицетворено господствующей сегодня в мире западной цивилизацией. Олицетворение метаисторического синтеза (естества и искусства, природы и духа, связности и свободы), Духа Истины, который является концом неразумной (ныне дошедшей до безумия) истории – это Святая Русь, к торжеству которой как к своей цели неуклонно движется цивилизация Русского Мира. Содержание этого пути заключается в преодолении утверждающимся космическим Разумом сил хаоса, неразумия (недоразумения), что явлено в исторической борьбе двух духов, двух цивилизационных векторов, двух творчеств, неотвратимо приводящей к победе разумной, гармоничной, Божественной стороны.


[1] в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фесс.2:3-4).

[2] … дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (2Пет.1:4)

 

 

Встреча 1. Актуальность Русской Идеи

Встреча 2. Русская история и мировая история: цель и движущие силы

Встреча 3. Этапы развертывания Русской Идеи в русской истории

Встреча 4. Русская Идея как ментальная картина мира

Встреча 5. Мировоззрение как выражение Русской Идеи

Встреча 6. Любовь как контрапункт Русской Идеи

Встреча 7. Народ как носитель Русской Идеи

Встреча 8. Соотношение святости как всеобщего явления и русской святости

Встреча 9. Святая Русь как социальный образ Русской Идеи

Встреча 10. Устройство общественной жизни в контексте Русской Идеи

Встреча 11. Устройство власти в контексте Русской Идеи<

Встреча 12. Искусство в контексте Русской Идеи

Встреча 13. Образование и воспитание в контексте Русской Идеи

Встреча 14. Методы утверждения Русской Идеи в отечественном историческом процессе

Встреча 15. Русская Идея в литературном процессе

Встреча 16. Русская Идея и СМИ

Встреча 17. Русская Идея и государственная культурная политика

Встреча 18. Русская Идея как «мягкая сила» России

Встреча 19. Что делать или путь движения к торжеству Русской Идеи

-

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира