Восстановление справедливости в России — основное условие её прогрессивного устойчивого развития

Т.Е.Головина
Конгресс работников образования, науки, культуры и техники РФ (КРОН)
г. Магнитогорск

Чувство справедливости присуще каждому человеку, и современная нейробиология доказала, что оно основано не на рассудке, а на эмоциях, присущих человеку как виду. Более того, чувство справедливости присуще и высокоорганизованным животным.

Справедливость — это один из фундаментальных принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми на основе представлений о должном, о сущности человека и его правах.

Социальная справедливость предусматривает равенство всех граждан перед законом, обеспечение гарантий жизнедеятельности каждого человека, высокий уровень социальной защищённости (обеспечение работой каждого трудоспособного человека и достойной оплаты его труда, социальное обеспечение инвалидов, престарелых и детей-сирот). Добавим к этому, что социальная справедливость состоит ещё и в том, чтобы поддерживать механизмы развития общества, обеспечивать свободный доступ к знаниям, активную поддержку науки и инновационной деятельности, технического творчества, образования, культуры, здравоохранения. Увы, всего вышеперечисленного в современной России явно не хватает.

Главные причины, мешающие  прогрессивному устойчивому развитию России -  это  вопиющее социальное неравенство и крайне неравномерное распределение власти в обществе и стране.   Всё это говорит об отсутствии в России социальной справедливости.

Хотя в действующей Конституции РФ  государство продекларировано как социальное, на деле в России социального государства ещё нет.  Поэтому «общество» и «государство» в России пребывают в постоянном конфликте, который можно и нужно устранять путём установления их равного партнёрства. Но со стороны государства этого не происходит - по крайней мере, при формировании и реализации важнейших стратегий развития общества и России.

В тысячелетней российской культуре слово «справедливость» происходит от слова  «правда»,  и ещё слово «справедливость» имеет общий корень со словом «праведник», близким по значению и смыслу к словам «святость» и «совестливость». Это важно учитывать, ведь надзаконные «праведность» и «совестливость» формируют «справедливость по-российски», которая этим сильно отличается от подзаконной «справедливости по-англосаксонски» (под которой понимаются беспристрастность и законность). Указанное обстоятельство обязательно необходимо учитывать при создании и реализации стратегий развития российского общества и России в целом - ведь в нём, в этом обстоятельстве, заключена одна из очень важных национальных особенностей России. Но, увы,  ни российское представление о справедливости, ни даже общемировое («ооновское») представление о социальной справедливости не учитываются ни в одной из долгосрочных стратегий России, в том числе - и в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг.», утв. указом президента РФ В. Путина № 203 от 09.05.2017г., и в разработанной на её основе и утверждённой распоряжением председателя правительства РФ Д. Медведева № 1632-р от 28 июля 2017г. Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (в которой, кстати, периодически встречаются отсылки к «Обществу знаний»). Так о каком «Обществе знаний» в России можно говорить, если нарастающее социальное неравенство лишь усиливает «цифровой разрыв» между богатыми и бедными - особенно в доступе к надёжной, не ложной информации и к новым знаниям? О каком «Обществе знаний» можно говорить, если научно-образовательно-культурно-техническое сообщество РФ (далее, для краткости — научно-образовательное сообщество) продолжает оставаться не партнёром, равным государству и бизнесу, а лишь объектом их управления, в т.ч. - при разработке и реализации стратегий развития общества, цифровой экономики и России в целом? 

Встречающиеся в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отсылки к «Обществу знаний» не подкреплены соответствующими планами и действиями государства и бизнеса. И это именно потому, что государство и бизнес сформировали данную Программу, практически, без участия научно-образовательного сообщества и широкой общественности. 

При этом совершенно ясно, что настоящее (а не имитационное) информационное общество-Общество знаний РФ невозможно построить без более справедливого (равномерного) распределения власти в России, а также без устранения вопиющей социальной несправедливости в России.

Поэтому разработанная и утверждённая в 2014 г. Конгрессом работников образования, науки, культуры и техники РФ (КРОН) «Концепция развития справедливого информационного общества-Общества знаний РФ», а также последующие предложения КРОН по теме справедливого информационного общества-Общества знаний РФ и предложения о построении на её базе справедливой цифровой экономики РФ, не только не потеряли, но лишь усилили свою актуальность.

На их базе научно-образовательное сообщество РФ и руководство России - совместно - могут и должны обеспечить разработку Стратегии развития справедливого информационного общества РФ-Общества знаний РФ и Программы справедливой цифровой экономики РФ, а также их тесную взаимосвязь со «Стратегией научно-технологического развития РФ», «Программой фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период», «Национальной технологической инициативой» (НТИ) и с разрабатываемой новой Стратегией развития России на долгосрочный период.

 

С этой целью участники семинара по теме: «Справедливое информационное общество-Общество знаний РФ и Цифровая экономика РФ» (модераторы: Т.Е. Головина, Б.В. Дроздов; секретарь: С.В. Шачин), прошедшего в Москве в рамках Конгресса "Производство. Наука. Образование"+ КРОН (24-25.11.2017г.) , сформулировали следующие предложения:

 

Государству, научно-образовательному сообществу РФ и широкой общественности РФ (совместно) необходимо:

1.  Без промедлений обеспечить восстановление всех координирующих функций РАН, возродить Госкомитет по науке и технике (технологиям) — ГКНТ РФ, возродить президентский Совет по информационному обществу и обеспечить взаимодействие этих структур.

 

При этом ПНО, КРОН и их союзникам:

2. Делегировать в РАН, ГКНТ РФ и президентский Совет по информационному обществу своих представителей  в целях обеспечения их эффективного взаимодействия с научно-образовательным сообществом и с широкой общественностью РФ.

3. Просить РАН обсудить задачи и методы работы Комиссии РАН по борьбе

с лженаукой, рассмотреть итоги работы этой Комиссии за прошедший период.

 

Восстановленным РАН, ГКНТ РФ и президентскому Совету по информационному обществу (совместно):

4. Обеспечить корректировку действующей «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030гг.» (Стратегия) и  Программы «Цифровая экономика РФ» (Программа) с учётом «Концепции развития справедливого информационного общества-Общества знаний РФ» и других документов КРОН по данной проблеме, с учётом настоятельной потребности в  ликвидации вопиющего социального неравенства (и как следствие — вопиющего неравенства в доступе к знаниям) и ликвидации крайне неравномерного распределения власти в РФ;

обеспечить тесную взаимосвязь Стратегии и Программы со «Стратегией научно-технологического развития РФ», «Национальной технологической инициативой» (НТИ), «Программой фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период» и с разрабатываемой «Стратегией Развития России на долгосрочный период».

 

ПНО, КРОН и их союзникам:

5. Обратиться к президенту РФ В. Путину и Федеральному Собранию РФ с предложением о срочной разработке (совместно с широкой общественностью РФ) проекта Федерального Закона РФ «О всеобщем обязательном бесплатном ИКТ-образовании в РФ» (включающем и обучение ИКТ-безопасности).

 

Государству - совместно с добровольцами:

6. Развернуть широкую сеть бесплатных  коллективных точек (центров) круглосуточного доступа к Интернету по всей России (начиная с библиотек) и в них же организовывать бесплатное обучение умению работать в Сети. Для этих целей привлекать добровольных помощников.

 

Государству, научно-образовательному сообществу и широкой общественности РФ (совместно):

7. Тщательно проработать и постоянно контролировать процесс трансформации «электронного правительства РФ» в «цифровое правительство РФ».

8. Широко и системно смотреть на проблемы развития цифровой экономики как глобальной парадигмы ускорения экономического роста и обеспечить реализацию крайне важных аспектов, предусмотренных рядом международных проектов в области цифровизации, которые оказались не учтёнными в принятой программе «Цифровая экономика РФ», и прописанные в ней меры могут не в полной мере соответствовать заявленным целям, в т.ч. в сфере защиты "национального суверенитета".

9. Исходить из того, что выработка важнейших стратегий: Стратегии развития информационного общества-Общества знаний РФ, Стратегии технологического развития России, долгосрочной Стратегии развития России и т.д., немыслима без проведения в обществе содержательных, в т.ч. философских, дискуссий по основополагающим для данной проблематики вопросам.

10. Решать сложную, многоаспектную проблему роста производительности труда в РФ в условиях цифровой трансформации экономики РФ  на основе системного, междисциплинарного подхода, без упрощений и бездумных заимствований.

11. Законодательно и административно обеспечить эффективное госрегулирование систем искусственного интеллекта (ИИ), а также - их государственный и общественный контроль.

12. Законодательно закрепить положение, согласно которому в вузах и научных организациях работодателю передаются неисключительные права, а за авторами сохраняются исключительные права на их разработки (если противоположное не оговорено отдельным соглашением на конкретную разработку). Это значительно ускорит процесс внедрения научных и прикладных разработок (в частности - программных продуктов) в жизнь.

 

Государству, бизнесу, научно-образовательному сообществу РФ и обществу в целом:

13. Использовать (помимо законодательно закреплённой доли расходов государства на цели материального обеспечения подготовки и переподготовки кадров нового типа для условий 4-й Промышленной революции, Общества знаний РФ и цифровой экономики РФ) дополнительные источники финансирования на указанные цели. А именно:

- природную ренту;

- часть средств, которые должны быть выплачены новыми собственниками при выявлении случаев приватизации государственного имущества по заниженным ценам; - применение в полном объёме Конвенции ООН против коррупции, для чего ратифицировать статью 20 «Незаконное обогащение»;

- возврат в Россию вывезенных за границу незаконно полученных доходов;

- деоффшоризацию отечественной экономики;

- прогрессивную шкалу налогообложения сверхдоходов физических лиц;

- налоговые льготы, государственные льготные кредиты, государственные заказы, другие преференции частным предпринимателям на софинансирование ими подготовки и переподготовки для них кадров нового типа;

- развитие корпоративных государственных и негосударственных образовательных систем с государственным участием, осуществляющих целевую профессиональную подготовку и переподготовку кадров нового типа за счёт средств корпоративного финансирования;

- формирование на договорной основе образовательно-корпоративных альянсов в системе «предприятие-образовательная организация-студент», где предприятие как социальный партнёр государства софинансирует профессиональную подготовку и переподготовку кадров для современного производства с обязательством трудоустройства этих кадров, а при отказе от трудоустройства будут обязаны компенсировать затраты на обучение.

 

Государству, научно-образовательному сообществу и обществу в целом:

14. Сглаживать противоречия между цифровой экономикой и социальным государством путём снижения уровня социальной несправедливости, социальной исключённости (исключённости из социума) и недопущения нарушений принципов коллективной защиты труда.

 

15. Законодательно прекратить в России практику оформления краткосрочных (годовых) контрактов с преподавателями вузов, поскольку серьёзную прикладную (разработка ПО и т.п.) или научную работу провести за один год нельзя.

16. Законодательно ограничить размеры преподавательской нагрузки, при этом разграничив аудиторную и прочую нагрузку (указав пределы нагрузки каждого вида).

17. Изменить систему оплаты труда бюджетников и связанные с нею законы РФ, из-за которых к настоящему времени в России действует механизм законного присвоения руководством бюджетных организаций «сэкономленного» фонда оплаты труда в ущерб остальным работникам.

 

Законодательно установить соотношение уровня оплаты труда руководителя бюджетной организации к среднему уровню оплаты труда остальных работников, к примеру, 3:1 или 4:1 (учитывая в оплате их труда все формы выплат, включая надбавки, премии, выплаты с грантов и договоров и т.д.).

 

Государству, научно-образовательному сообществу, бизнесу и обществу в целом:

 

18. Последовательно и неуклонно проводить в жизнь декларированный президентом РФ В. Путиным прогрессивный курс развития России для достижения 17 Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) - с упором на решение острейших экологических и социально-экономических проблем. При этом основной долгосрочной целью следует считать создание справедливого, гуманного общества и становление России как передовой индустриальной державы на основе синтеза моделей «зелёной» и цифровой экономики и Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030г.

Создать мегапроект будущего России и мира, нацеленный на предотвращение экологической катастрофы и на обеспечение устойчивого, прогрессивного развития России и мира». Конец цитаты.

 

Эти предложения нужно всеми силами претворять в жизнь - для восстановления справедливости в России как основного условия сохранения целостности страны и её прогрессивного, устойчивого развития!

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира