Значение ценностно-смыслового аспекта образования

( Выступление на «Круглом столе в Государственной Думе РФ 28.02.18г. на тему: "ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК, ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О БУДУЩЕМ ОБРАЗОВАНИЯ")

Спасибо авторам фильма за гражданскую позицию и отличную работу.

Обращаясь к фильму «Последний звонок» хотелось бы обратить внимание на то, что разделительная линия между советским и современным образованием, проведенная посредством выступления соответствующих экспертов с той и другой стороны, состоит в следующем: советское образование основывалось на передаче знаний,  а современное – на формировании умений и навыков.

Представляется, что подобный подход достаточно поверхностен и не показывает глубинной причины кризиса современного отечественного образования. Дело в том, что и знания, и навыки сами по себе являют отчужденные сущности. Если современному ученику будут наряду с навыками даны серьезные знания (что, возможно, и происходит в ряде школ), ситуация принципиально не изменится. Такой ученик будет представлять собой более конкурентноспособный товар, который будет вынесен на рынок труда, но его отчуждение не будет преодолено, а, напротив, распространится на отношение ко всей деятельности, и, возможно, к самому себе. Отчуждение преодолевается на уровне более высоких смыслов, когда эти смыслы заключены не в себе самом, а в другом (человеке, деле, Боге), которому ты добровольно и самоотверженно служишь. Напомним, как были поражены американские исследователи, обнаружив у советских людей высокую личностную, т.е. не отчужденную,  мотивацию (о чем говорится в фильме). Это достигалось посредством идеологии, которая формировала у молодого человека высокую причастность к миру и понимание того, что хорошее образование есть важнейшее средство служения делу, которое выбрал.

Современный молодой человек находится в смысловой пустоте, он замкнут на самом себе, он бесконечно одинок, ему трудно различить добро и зло. Изменить это можно будет только тогда, когда мы, взрослые, обретем высший смысл нашего общего бытия, общественное благо, которое центрирует общество, откроет пространство Духа и придаст нравственный и социальный смысл всякой человеческой деятельности. Этому смыслу будет служить и президент, и правительство, и всякий труженик. Во имя служения этому смыслу и будут приобретаться знания, навыки и умения.

Требует углубления и сюжет взаимоотношений «учитель – ученик». Несомненно, учитель должен иметь авторитет, который, однако, не созидается посредством социальной роли, а воздается учениками, которые видят в поведении учителя опредмеченные справедливость и нравственность. А это требует иной подготовки учителей, которая рассматривала бы их личность как важнейший фактор воспитательного воздействия.

И последнее, нельзя изменить целеполагания системы образования, рассматривая её как отрасль экономики. Для формирования иной цели к ней следует отнестись как социальному институту, назначение которого – социокультурное воспроизводство нации.

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира