Актуальность Русской Идеи

Человек вообще, т.е. и любой из живущих, создан по образу и подобию Божию. Соответствовать этому Образу – высшее предназначение всякого человека, вне зависимости от национального и расового происхождения, потому как Бог «от одной крови произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Общее всем предназначение есть то, что соединяет людей под одним именем – человечество. Эта всеобщая Идея тотальна и требует объединения людей земли не только по названию, но стремится воплотить себя в единой общемировой системе законов, морали и разумного бытия, т.е. – в глобальности.

С другой стороны, каждая отдельная личность и каждое локальное сообщество людей – это органический индивидуум, приобретший особенный опыт в своём становлении. В бесконечном богатстве разнообразного особенного индивидуального и группового опыта человечества Идея Божественного образа обретает конкретную плоть, реализует Свою неисчерпаемую глубину, являет Свою силу.

Оба эти качества – всеобщность понятия человека и реальная глубина особенного воплощения – необходимые составляющие полноты общечеловеческой Идеи. Отделённость, исключительность любого из них – это ущербное порождение рассудка, исключающее возможность реализовать заложенную в человека Божественную потенцию.

Именно таким – односторонним, неразумным осуществлением всеобщности являются процессы т.н. глобализации, где своеобразие национальных культур рассматривается как помеха. Нынешнее превращение мира в единую экономическую и, отчасти, политическую и культурную систему проходит под началом рассудочных представлений, каковыми видится решение задачи мирового единства в ликвидации всяких культурных особенностей, в «атомизации» человека, приведении всех к одному усреднённому образцу.  

Такой «плавильный котёл» подобен искусственному языку эсперанто – хотя и стремится учесть множество языков, приводя их к общему знаменателю, остаётся неестественным, бедным, неспособным отразить полноту бесконечно богатой реальности бытия. Любой, даже самый примитивный язык самых архаичных народностей – отражение народного мировоззрения – складывался столетиями, насыщаясь многосторонними связями, а потому превосходит такую математическую конструкцию. Попытка насильно заставить разговаривать на искусственном языке вызвала бы справедливое сопротивление – не из консерватизма, привязанности к своему, а из очевидной его практической недостаточности.

Механистически-рассудочная противоестественная «глобализация» вызывает к жизни ответную реакцию социальной органики – у народов мира пробуждается национальное чувство самосохранения, усиливающееся по мере усиления глобального подавления наций и их культур. Это справедливо – ведь всякие исторически сложившиеся народные культуры, бесконечно объёмней и ценней надуманной безродной «общечеловеческой» масскультуры, смешивающей их в одну бесцветную массу. Поэтому пробуждение национальных инстинктов – естественная, здоровая реакция на унифицирующую «глобализацию». Органическое национальное наполнение – необходимое качество подлинной Глобальности которая, в отличии от сегодняшней расчеловечивающей и сеющей хаос «глобализации», утверждает всечеловечность и космизм.

Однако национальная обособленность, исключающая всеобщность человеческой природы сама есть явление одностороннее и античеловеческое, выливающееся в нацизм у потерявших разум народов. Господство национального многообразия без объединяющего образа Всечеловека – это вавилонское смешение, разлад, война всех против всех, уклонение от Идеи обожествления человечества.

Разгоревшееся сегодня, как никогда в истории, противостояние глобального и национального может исчезнуть лишь в примирении обоих векторов, в их гармоничном соединении, когда ни один из них не ущемлён, но максимально выражен. Глобализм как Божественная Идея всеобщности человека не только может, но и должен иметь национальное лицо, имея право носить и национальное Имя. В свою очередь, национальное содержание тогда достигает абсолютной выраженности, когда сливается с Высшей Идеей.

Всякая национальная особенность, не поднявшаяся до всемирной общинности, противостоящая ей – ещё недоразвита, неполноценна, ещё не до конца национальна (не до конца народна). Также и глобалистские устремления, не достигшие тотальности – лишь пародия на всемирную Идею, вынужденная вечно бороться с разрушающим её многообразием национальных особенностей.

В Русском мире (явлении как глубоко национальном по характеру, так и высоко наднациональном, космополитичном по содержанию) находится решение этой мировой проблемы – через синтез культурного многообразия и всемирного единства (что подтверждается как историческими фактами становления русской государственности, так и нравственными установками русского менталитета).

Многочисленные претенденты на управление миром стремятся к подавлению, либо растворению в своём особом мировоззрении всех остальных, придерживаясь лишь одной стороны. Обособленные же народы заняты обустройством лишь мира своего, не имея воли к экспансии на весь остальной мир, т.е. к всеобщности. Русская Идея содержит в себе как глобальную всечеловечность (выражающуюся в стремлении к «правде для всех людей», в космичном мировосприятии), так и национальное своеобразие, позволяющее притом не отвергать, но присовокуплять к собственному иной национальный опыт. В таком подходе – когда инородное национальное своеобразие не подавляется, а поощряется в возвышении до всепланетного образа – проявляется беспредельный глобализм, совпадающий с общечеловеческой Идеей.

Нынешнее гибельное состояние мира с его усугубляющимися противоречиями имеет спасительный выход только в этом единственном направлении, олицетворённом Русским Миром. Актуальной Русскую Идею делает также готовность человечества наконец исполнить своё историческое предназначение, двигавшегося к этому моменту всю свою историю.

 

Встреча 1. Актуальность Русской Идеи

Встреча 2. Русская история и мировая история: цель и движущие силы

Встреча 3. Этапы развертывания Русской Идеи в русской истории

Встреча 4. Русская Идея как ментальная картина мира

Встреча 5. Мировоззрение как выражение Русской Идеи

Встреча 6. Любовь как контрапункт Русской Идеи

Встреча 7. Народ как носитель Русской Идеи

Встреча 8. Соотношение святости как всеобщего явления и русской святости

Встреча 9. Святая Русь как социальный образ Русской Идеи

Встреча 10. Устройство общественной жизни в контексте Русской Идеи

Встреча 11. Устройство власти в контексте Русской Идеи<

Встреча 12. Искусство в контексте Русской Идеи

Встреча 13. Образование и воспитание в контексте Русской Идеи

Встреча 14. Методы утверждения Русской Идеи в отечественном историческом процессе

Встреча 15. Русская Идея в литературном процессе

Встреча 16. Русская Идея и СМИ

Встреча 17. Русская Идея и государственная культурная политика

Встреча 18. Русская Идея как «мягкая сила» России

Встреча 19. Что делать или путь движения к торжеству Русской Идеи

 

РОО Центр этики и эстетики Русского Мира